Эксπир
Регистрация / Вход

«Мы хотим, чтобы педагог общался с обучающимися не свысока»

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков — об аспирантуре, установках класса MegаScience и о том, какими должны быть университетские кампусы.

«Мы хотим, чтобы педагог общался с обучающимися не свысока»

«Мы хотим, чтобы педагог общался с обучающимися не свысока»

Согласно плану реализации национального проекта «Наука» в России через пять лет должно появиться 35 тыс. молодых ученых. О том, что служит главной мотивацией для привлечения молодых людей в науку, а также о финансировании создания установок MegаScience и смысле университетских кампусов, министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков рассказал в эксклюзивном интервью, прошедшем в студии «Известий» на Петербургском международном экономическом форуме.

— Мы находимся на грани смены эпох — уходит старая школа, приходит новая. У вас совершенно четкая задача — к 2024 году больше половины ученых должны быть не старше 39 лет. Как это возможно реализовать?

— Это задача национального проекта «Наука». Задача, которую нам придется решать в университетах, в научных организациях. Для ее решения нужно менять правила работы аспирантуры, повышать мотивацию молодых людей, которые готовы стать учеными.

— Она реализуема?

— Сегодня в аспирантуре учится почти 90 тыс. человек при четырех миллионах студентов. На защиту выходит чуть более 9 тыс. человек ежегодно. То есть получается так: готовим довольно много, а подготовленных получаем в итоге не так уж много. И это — зона нашего перспективного развития, что очевидно. Нам нужно за шесть лет получить 35 тыс. с плюсом человек, которые выберут для себя исследовательскую карьеру. И это люди, которые выберут для себя университеты, это люди, которые придут в научные организации, это люди, которые захотят работать в высокотехнологичных компаниях и будут дальше создавать новые технологические решения. То есть они отвечают за независимое будущее России.

— Что является сейчас ключевым стимулом для этих людей — деньги?

— Одними деньгами привлекательность не создается. Мы часто общаемся с молодыми исследователями, с теми, кто уже выбрал эту карьеру, и понимаем, что здесь несколько слагаемых успеха. Например, мы понимаем, что для этих людей принципиально важны крупные научные проблемы. Многие так и говорят: нам нужна настоящая, амбициозная задача, в решении которой нуждалось бы государство. С другой стороны, конечно, важны те условия, в которых проводится исследование. Я говорю о приборной базе, об уникальных установках.

— Это то, что называется MegaScience?

— В том числе. Это и установки MegaScience, и развитие лабораторных баз в институтах и университетах. Безусловно, важно и создание экосистемы вокруг университетов, вокруг научных организаций, например наличие современных университетских кампусов. Важна, конечно, и материальная составляющая. Вознаграждение должно быть рыночным, должно соответствовать вкладу.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.