Эксπир
Регистрация / Вход

Изменения форматов

Как будет скорректирована ФЦП ИР в соответствии с новой Стратегией научно-технологического развития РФ до 2035 года

Изменения форматов

Изменения форматов

В Москве завершилась IV национальная выставка-форум «ВУЗПРОМЭКСПО-2016». Одним из самых ожидаемых ее мероприятий стала III ежегодная всероссийская научно-практическая конференция «Исследования и разработки – 2016».

В ее рамках прошла «общественная приемка» результатов проектов, реализованных на данный момент в ходе выполнения ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

Особый интерес участников конференции вызвало выступление временно исполняющего обязанности директора Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергея Матвеева. Он рассказал о том, какие изменения, в соответствии с недавно утвержденной Стратегией научно-технологического развития РФ до 2035 года, планируется внести в ФЦП ИР.

Общественный заказ на исследования и разработки

В первой части выступления Сергей Матвеев подробно остановился на ряде важных моментов, которые зафиксированы в Стратегии научно-технологического развития РФ до 2035 года, утвержденной Президентом РФ.

Впервые за последние 25 лет произведено четкое позиционирование российской науки. Традиционно она выступала одним из секторов социально-экономической системы. Но сейчас сформулирована совершенно иная задача: есть внешние вызовы – крупные проблемы, которые нельзя решить одним лишь увеличением ресурсов. Стратегия четко фиксирует связь между наукой и этими вызовами. «Кроме того, наука одновременно является детектором этих вызовов: мы должны научиться понимать проблемы раньше, чем они у нас возникнут», подчеркнул Сергей Матвеев.

Вторая важная особенность Стратегии  в ней впервые сформулирован общественный заказ на исследования и разработки. Если ранее приоритетные направления развития техники и технологий были сформулированы в терминах областей знаний: информационные технологии, биология, энергетика и т.д., – то в новой Стратегии приоритеты научно-технического развития междисциплинарны и звучат уже как конкретный заказ.

Например, заказ на создание набора технологий для персонализированной медицины. В данном приоритете нет прямой отсылки к биологам, физикам или химикам, не обозначена конкретная дисциплинарная структура. Но скооперировавшись, ученые из разных областей знаний смогут решить поставленные задачи. Важно понимать, что Стратегия обозначает конечную цель, но не формулирует механизмы и способы ее достижения, не отдает первенство ни одной области знаний, все приоритеты здесь междисциплинарны.

Еще один важный пункт, который фиксирует Стратегия, это реконструкция системы управления национальным научно-технологическим комплексом.

«В документе речь не идет о реформе науки: в нем нет ни слова о том, какие задачи у вузов, академического сектора, отраслевой науки. Речь именно об изменении системы управления, которая должна стать современной, цифровой, конкурентоспособной. Надо помнить, что от качества системы управления наукой зависит и ее возможность ответа на крупные вызовы, и реализация приоритетов», отметил Сергей Матвеев.

Он также обозначил, что все приоритеты Стратегии сводятся к трем основным целям: повышение качества жизни, повышение эффективности человека, освоение территорий. Да и сами формулировки приоритетов укладываются в три этих вектора. Так, например, с повышением качества жизни связаны все вопросы, которые касаются персонализированной медицины и сбережения здоровья, высокопродуктивного агро- и аквахозяйства, функционального питания, социо-технических систем и безопасности.

Эффективность человека – один из серьезных вызовов, стоящих перед Россией. Территория и ресурсные возможности нашей страны достаточно велики, а численность населения при этом относительно небольшая. Именно поэтому повышать эффективность человека планируется с помощью технологий современного роботизированного производства, внедрения эффективной энергетики и новой архитектуры энергосистем, использования больших данных и искусственного интеллекта.

Третий блок приоритетов посвящен освоению территории России. В стране всегда умели находить уникальные решения по освоению сфер глобальной значимости: морских, воздушных, космического пространства. Теперь впервые появился приоритет, направленный «внутрь страны». Речь идет о развитии интеллектуальных транспортных систем России и цифровой инфраструктуры, которая имеет прямое отношение к теме освоения территорий.

ФЦП ИР: «магистраль» для движения научных результатов в экономику

То, как будут достигнуты цели, обозначенные в Стратегии, зависит от научного сообщества и его самоорганизации, подчеркнул Сергей Матвеев. Со стороны государства ученым будут предложены все необходимые для этого инструменты. Так, например, что касается фундаментальных исследований, это государственные субсидии академическим институтам, поддержка фундаментальных исследований в вузовском секторе, система фондов поддержки науки (Российский научный фонд, Фонд перспективных исследований, Российский фонд фундаментальных исследований, реконструированный и объединенный с Российским гуманитарным научным фондом).

В том, что касается другой стороны  инновационного бизнеса, то здесь также существует достаточно инструментов: инфраструктура Фонда «Сколково», Фонд поддержки предпринимательства в научно-технической сфере, Фонд развития промышленности (для более крупных проектов) и другие.

Однако, получается, что «средняя часть» между фундаментальными исследованиями и их практическим результатом, традиционно называемая «долиной смерти», в которой идет движение от чистой науки к конкретному экономическому эффекту, никак не стыкуется ни с одними, ни с другими существующими инструментами поддержки. Задача ФЦПИР выстроить мост для их соединения.

«ФЦПИР не программа для поддержки научных коллективов, она нужна для того, чтобы построить «магистраль» для движения научных результатов в экономику, обеспечить их транзит. Кроме того, она должна быть срощена со всеми инструментами поддержки предыдущих стадий фундаментальной науки и финишной стадией выхода продукта в промышленность», отметил Сергей Матвеев.

Что нового?

Для того, чтобы это реализовать, «нужно несколько сместить целеполагание инструментов, которые используются в ФЦП ИР». Неизменными останутся блоки программы, касающиеся развития инфраструктуры, уникальных научных установок, поддержки международного взаимодействия. Но как должны работать другие ее части в условиях реализации новой Стратегии? По словам спикера, министерство предлагает провести их корректировку, на основе предложений научного сообщества, полученных, в том числе, в ходе обсуждений на «ВУЗПРОМЭКСПО-2016».

Приоритеты Стратегии обозначены. Научному сообществу и бизнесу, прежде чем двинуться в тот или иной сектор экономики, приступить к формированию тематик научных исследований или созданию контуров будущего бизнеса, нужно увидеть прогноз развития научно-технической сферы.

Потому ресурсы, которые есть на сегодняшний день по мероприятию 1.1 ФЦП ИР Проведение исследований, направленных на формирование системы научно-технологических приоритетов и прогнозирование развития научно-технологической сферы предполагается в начале будущего года инвестировать в разработку прогнозов по приоритетам, обозначенным в Стратегии. Конкурс на прогнозирование будет открытый. Важной его особенностью станет то, что приемку этой работы будет выполнять не Минобрнауки России, а научное и бизнес-сообщество.

Что касается мероприятий 1.2 и 1.3 ФЦП ИР, «каждое из них должно работать как одна из полос движения на мосту между наукой и экономикой».

По мероприятию 1.2  Проведение прикладных научных исследований для развития отраслей экономики ключевой задачей станет вовлечение научных организаций в модернизацию существующих отраслей. «Нам нужны внятные, серьезные заказчики для науки»,  подчеркнул представитель министерства. Если на текущий момент индустриального партнера для проведения работ по ФЦП ИР находила сама научная или образовательная организация, то теперь предполагается делать это на конкурсной основе. 

На первом этапе министерство будет отбирать индустриальных партнеров (не просто партнеров научных организаций, но партнеров и Минобрнауки России). Речь идет о средних и крупных компаниях, которые в результате этого отбора получат право поставить свои научные задачи. Предполагается, что к их отбору будет привлечена система институтов инновационного развития (Российская венчурная компания, фонд «Сколково», фонд «ВЭБ-Инновации» и другие.). «Министерство должно увидеть, насколько научная задача интересна, какова потенциальная экономическая отдача от ее решения. Далее, индустриальный партнер и министерство проведут конкурс среди научных организаций, которым и будет предложено взяться за решение той или иной масштабной задачи», пояснил докладчик.

По мероприятию 1.3 Проведение прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание продукции и технологий важно дать научным организациям возможность выйти в бизнес, создав хозяйствующие субъекты. Логика отбора в данном случае изменится: предпочтение тем научным организациям, которые имеют хорошую репутацию и практический опыт. Важный акцент на то, какой продукт они собираются получить с помощью своей научной разработки, каким будет его потенциал. «Если в предыдущем варианте ФЦП ИР сначала институт развития оценивал задачу индустриального партнера, а потом министерство оценивало уровень научного решения, то теперь мы должны переставить эти механизмы отбора. На выходе будет получен либо стартап, либо акционирование. То есть, совершенно понятный хозяйствующий субъект, обладающий новым продуктом», отметил Матвеев.

Кто будет способствовать тиражированию и выходу продукта на рынок? Если это стартап, то поддержка возможна, например, со стороны «Сколково» или Фонда Бортника. Если речь о модернизации серьезного производства с помощью технологий, которыми обладает малое предприятие, логично выходить на Фонд развития промышленности. Таким образом министерство, отбирая идеи и вовлекая институты развития в оценку их рыночного потенциала, фактически организует прямой лифт для вывода результатов работ ученых на следующий уровень этой системы. «В идеале, хотелось бы добиться того, чтобы идея от фундаментальной стадии до конечной реализации могла пройти транзитам по всем инструментам поддержки, не спотыкаясь на каждом шагу», заметил спикер.

Важный момент, касающийся мероприятия 1.4 – Проведение прикладных научных исследований, направленных на решение комплексных научно-технологических задач: в российской науке существует одна серьезная проблема – в данном случае пока отсутствует умение договариваться, кооперироваться в условиях сложных многосоставных систем, в которых задействовано от трех и более участников. Поэтому пока предполагается использовать данное мероприятие как инструмент для «раскачки коммуникаций между наукой, бизнесом» (не только промышленными предприятиями, но и венчуром, банками).

Известно, что в Стратегии зафиксировано положение о создании советов по приоритетам научно-технологического развития, в которых будет равное количество голосов государства, бизнеса и науки, продолжил Матвеев. При этом, роль государства заключается не только в том, чтобы профинансировать и поддержать научные исследования, но и в том, чтобы создать необходимый регуляторный потенциал. А возможно, и выйти на международные стандарты и соглашения. Потому отбор комплексных проектов по мероприятию 1.4 вероятнее всего будут вести советы по приоритетным направлениям.

Для реализации таких комплексных проектов должны быть созданы крупные консорциумы. Финансироваться они будут из разных источников. Сегодня мы говорим о деньгах промышленных партнеров, венчурных или банковских инвестициях, о средствах ФЦП ИР. А также еще об одном важном инструменте, который пока не работает в России – о краудфандинге. Серьезные комплексные проекты обычно имеют высокую общественную значимость. И население, хоть в каком-то объеме, в виде прямых инвестиций должно быть вовлечено в их реализацию. Потому, прежде чем выйти на такие проекты, нужно максимально внятно и четко объяснить  гражданам, какие результаты получит наука, и как они изменят жизнь.

Как подчеркнул, врио директора Департамента науки и технологий, для министерства очень важно обсудить с сообществом особенности переформатирования ФЦП ИР, связанные с утверждением новой Стратегии научно-технологического развития РФ.

Предложения и замечания можно направить по электронному адресу direction@fcntp.ru до 31 декабря 2016 года.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией «Экспира».

Анна Шаталова (Смоленская)

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.