Эксπир
Регистрация / Вход

Лин методология в образовании

Дата начала
Дата завершения
Организаторы
Аннотация
Применимы ли методы Лин в высшем образовании?

Мне как специалисту по Лин методологии недавно довелось выступать на конференции в одном из ВУЗов Петербурга с темой Бережливое производство (Лин) для образования. Некоторые из разделяемых мной идей вызвали бурную дискуссию. Хочу узнать мнение специалистов в области образования об этих идеях.

Итак:

1. Если рассматривать процесс образования в качестве производственного процесса, то в роли клиента выступают: студент, компании-работодатели и государство. Проводя аналогию с организацией процесса обучения в коммерческих компаниях, можно сказать, что, организуя обучение выпускников школ в ВУЗах, государство теряет их на 4-6 лет (а то и больше) в качестве работников. Они в это время деньги не зарабатывают, а тратят. Зачем это государству? Затем, что студенты за время обучения должны многократно увеличить свою способность зарабатывать деньги и реализовывать стратегию государства. И все, что происходит в государственных ВУЗах, должно быть направлено именно на это. При этом, согласно методологии Лин, процесс этот должен проходить с наименьшими потерями.

2. Что собой представляет ценность процесса образования? Для начала нужно определиться, что является продуктом в этом процессе. Продуктом является студент, который в процессе образования приобретает дополнительную ценность - знания и навыки. Так вот эти знания и навыки (дополнительную ценность) он должен получать максимально быстро и с наименьшими затратами.

3. Образование - процесс особый. Его отличия от производственного процесса в том, что сложно оценить эффективность и в том, что продукт (студент) активно влияет на процесс. 

4. В процессе образования есть только один шаг, добавляющий ценность: это то время, когда студент получает знания и навыки (лекции, семинары, общение с наставником, подготовка докладов, курсовых и других работ). Вся остальная деятельность в процессе образования - потери. Это не значит, что от них нужно полностью избавиться, но их необходимо минимизировать. Лин методы могут в этом помочь.

Что вы думаете о таком подходе к образованию?

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.

Anna B. 08 февраля 2016 в 17:04

Марина, добрый день! Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду под методами Лин? Нашла несколько разных интерпретаций термина.

Показать ответы (1)
Скрыть ответы (1)

Анна, Лин методология (или Бережливое производство) - это концепция непрерывного совершенствования процессов, главная цель которой - борьба с потерями. Потерями считается любая деятельность, не добавляющая ценности продукту. Ценностью считается то, что считает таковой клиент, то, за что он готов платить.

Методология возникла на Тойоте в 1950-ых годах и до сих пор крайне актуальна, особенно в условиях кризиса.

Марина, а как может эта методология быть использована в образовании?

 

У нас есть обязательная программа. Можно ли говорить о том, чтобы жестко контролировать сроки прохождения определенных тем и стандартизацию методов преподавания? Это Вы имееете в виду под лин в образвании?

 

Мне кажется, в школьном образовании в деале так и должно быть (и в этот дискурс хорошо вписывается ЕГЭ), а вот в ВУЗах в России ценность вариативности методов и инструментов пока сохраняется.

Показать ответы (3)
Скрыть ответы (3)

Полина, и да, и нет.

Безусловно, стандартизация - основа Лин. И в образовании тоже есть этому место. Например, в четкой паспортизации дисциплин: определении пре- и пост-реквизитов, продолжительности, требованиям к материалам и т.д.

Но гораздо важнее и полезнее выстраивать поток обучения так, чтобы максимально быстро и без потерь доносить знания до студентов. Для этого очень эффективно использовать визуализацию. И метод вытягивания помогает. Это значит, что знания студентам надо давать тогда, когда у них есть потребность в них. Помогает персонализация обучения (конечно, без он-лайн технологий тут не обойтись) и создание условий, когда студентам понадобятся эти знания: обучения по кейсам, игровые методы, проектное обучение. 

 

А как тогда можно выстроить этот поток и в рамках лин, и с возможностью персонализации?

Это очень интересный вопрос. По сути нужно выстраивать стандартно персонализированный поток. То есть сама информация и знания должны быть персонализированы, а вот процесс передачи - стандартен. Например, каждый студент должен знать, как обратиться к преподавателю и как будет выстроена процедура общения. Кстати, возможность для студента выбрать дисциплины для обучения - это тоже персонализация. 

Мало просто стандартизировать, нужно избавиться от потерь. То есть процесс передачи знаний должен быть простым и быстрым.

Думаю, надо немного уточнить, какие вообще проблемы решает Лин. В классическом ее варианте Лин занимается повторяющимися процессами. И не занимается инновациями. То есть процесс генерации идеи, придумывания чего-либо не подвластен Лин. И не надо пытаться его стандартизировать. Его можно улучшить, избавясь от потерь, но и то только в тот момент, когда идея добралась хотя бы до бумаги.

К процессу внедрения инноваций можно применять методы Лин стартапа. 

Семен Яковлевич Черняк 09 февраля 2016 в 14:15

Вопрос, конечно, интересный. Сразу вспоминается мотивирующий плакат для сотрудников одной компании, с описанием технологии кайдзен и соответствующих поощрений. Это мысли в слух. 

Говоря о Лин методологии вспоминается Болонский процесс, и как самая простая его часть: сокращение времени первого этапа учебы с 5 до 4 лет, на мой взгляд без потери эффективности. Однако, и здесь, у некоторых противников лин процессов появилась возможность восполнить с лихвой упущенный год - двумя годами магистратуры. Опять мысли в слух. 

Говоря о первом пункте, проведение параллели студент-товар очень интересно. На мой взгляд, есть другой момент, государство посредством вузов не обязательно несет своей целью выпустить товар - генерирующий деньги. Есть и другая ценность - создание человека разумного. 

Полностью изменить формат государственных образовательных учреждений не получится, так как изначально система работает правильно. Прикладная специальность - техникум. Прикладная специальность (расширенная) - институт. Университет, это уже больше академическое образование. Звучит, к сожалению, не очень привлекательно. И получается, что очень часто люди не на своем месте. Плюс, в итоге, какие-нибудь дипломированные "историки" работают в сфере продаж коммерческой фирмы, создавая добавленную стоимость.  Это ли нужно государству? 

В данном случае, Лин методология должна быть чем-то вроде системы воспитания "Монтесори" для детей, ее должны объяснять родители, рассказывать учителя в школах, государство, чтобы молодежь в рамках этой методики правильно выбирала свой путь, чтобы каждый шаг создавал нужную ценность. 

Еще один момент, вуз, это не только агент государства, но и "неформальная самостоятельная бизнес единица", которая может противостоять применению Лин методологии, как причине снижению заработка. Как в таком случае объяснить вузу выгоду от Лин?

Показать ответы (1)
Скрыть ответы (1)

Выгода для ВУЗа при внедрении Лин очевидна - снижение расходов (если говорить не об образовательной, а об административно-хозяйственной части) и ускорение оборачиваемости средств. А если говорить о процессе образования, то это повышение престижа ВУЗа и, как следствие, его доходов. Потому что студенты и выпускники будут обладать более применимыми и глубокими, "усвоенными" знаниями. Это, конечно, несколько утопично, я понимаю, но я как сторонник Лин верю в то, что все получится :)

 1
Тимофей Ватолин 09 февраля 2016 в 17:04

Марина, в англоязычном вебе много публикаций о применении принципов бережливого производства в образовании (и других областях). Может быть, стоит задать дискуссии конкретные рамки? Можно говорить о бережливом производстве на уровне всей системы образования, на уровне университетского обучения или конкретной специальности. В каждом случае будут свои условия и ограничения.

Что скажете?

Показать ответы (1)
Скрыть ответы (1)

Тимофей, спасибо за разумное предложение!

Давайте сузим рамки до использования Лин методологии в высшем экономическом образовании. Потому что, на мой взгляд, в этой области самое большое поле для применения Лин.

Maxim Skryabin 13 февраля 2016 в 15:54

Мне кажется, что Лин в классическом варианте не очень подходит, так как она занимается постоянным совершенствованием уже имеющихся процессов. Т.е. она может подойдти на уровне управления образованием, улучшит процессы привлечения абитуриентов, их набора, административное сопровождение обучения, будущее трудойстройство выпускников.

Но вот сам образовательный процесс может быть достаточно уникальным. И если мы говорим о персонализации обучения, то как в этом случае понимается Лин? Марина, можете пояснить?

В качестве алтернативы думаю, что можно применять Agile (модули = спринты и т.п.), но, наверное, потому что больше связан со STEM-образованием. Хотя здесь ест одно "но": студенты, преподаватели и администрация должны быть готовы к такому "гибкому" образованию.

Показать ответы (1)
Скрыть ответы (1)

Максим, Лин в классическом производственном варианте действительно подходит к образованию с большой натяжкой. Однако, если занырнуть поглубже и отойти от прямого применения инструментов к принципам методологии - быстрее и без потерь с помощью людей, знающих процесс - то очень даже применимо. 

Предлагаю обсудить такой момент: представим, что один и тот же предмет в ВУЗе ведут два специалиста. Ведут по-разному. У одного студенты успешно осваивают программу, у второго - нет. Скажите, с точки зрения клиента (студента, государства, работодателя) это приемлемо? В наших ВУЗах, насколько я помню (давно уже училась, могу не до конца знать ситуацию) студенты не имеют возможности выбрать преподавателя. И получается, что они получают разное качество, платя при этом одинаковые деньги. И, с другой стороны, ВУЗ тоже получает разную эффективность при одинаковых затратах. По моему мнению, это неправильно. Поэтому я и считаю, что Лин применима в сфере образования.

Хотя, конечно, я фанат Лин, я даже к написанию книг могу ее применить :) 

С удовольствием выслушаю Выши мысли по этому поводу.