Эксπир
Регистрация / Вход

Работа бизнеса с ВУЗами: есть ли способы упростить взаимодействие

Дата начала
Дата завершения
Организаторы
Аннотация
Есть ли возможности упростить процесс и какие шаги предпринимались и предпринимаются в этом направлении? Какие оказались наиболее эффективными? Какие рекомендации или примеры иностранного опыта могли бы дать участники дискуссии?

Порог для требования обязательного тендера понятен- это довольно логичное и адекватное требование, однако сроки проведения как тендеров, так и просто всех формальностей, связанных со сделками с ВУЗами - это огромные риски, временные затраты и сбои в планировании.

 

Интерсны примеры из личного опыта и рекомендации по упрощению системы.

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.

Михаил Подгаец 19 февраля 2016 в 10:19
Комментарий удален автором
Показать ответы (1)
Скрыть ответы (1)
Сергей Ивашко 19 февраля 2016 в 10:24

Мне кажется, вопрос не имеет отношения к системе образования. Речь о сделках с компаниями определенного юридического статуса.

Роман Ахмедович Хади 19 февраля 2016 в 11:10

Судя по всему, каждый участник дискуссии был бы рад услышать что-либо полезное, но поделиться нам друг с другом пока просто нечем.

Показать ответы (0)
Скрыть ответы (0)

Проблема взаимоотношений с государственными ВУЗами по части госзакупок, действительно существует. Построение бизнес-процесса с университетом серьёзно отличается от коммерческих отношений с обычным партнёром. Для начала нужно всегда помнить, что это бюджетные организации, где вопросы, НЕ связанные с основной (читай образовательной и научной) деятельностью, рассматриваются исключительно с позиции эффективного расходования бюджетных средств, как следствие, проведение конкурсов на право заключения контрактов по оказанию тех или иных услуг или поставку товаров. Здесь, я считаю, всё вполне логично и, в целом, справедливо. Другой вопрос, КАК происходит процесс составления конкурсной документации. Законодательство вы, уважаемые коллеги, конечно же, не измените, а вот подсказать заказчику написать ПРАВИЛЬНОЕ техническое задание, существенно повышающее ваши шансы на торгах, вполне по вашим силам. По поводу всех остальных бюрократических нюансов, связанных с этим процессом, то это как раз и есть те самые риски, которые вы будете учитывать в соответствующем разделе SWOT-анализа при составлении бизнес-плана.

Выводы:

  1. Налаживаете партнёрские, а лучше доверительные, отношения с бюджетными организациями (не только с ВУЗами);
  2. По возможности принимайте участие в составлении технического задания конкурсной документации, по которой вы будете иметь конкурентное преимущество;
  3. В факте сотрудничества с бюджетной организацией нет ничего противозаконного, если вы даёте качественный продукт и являетесь надёжным партнёром для заказчика.
 3
Показать ответы (0)
Скрыть ответы (0)
Михаил Подгаец 19 февраля 2016 в 12:47

Господа, я выложил статью на тему здесь:
http://valset.livejournal.com/533.html
Мне не удается справиться с редактором на этом сайте, он съедает мои тексты, предыдущее сообщение улетело не по моей воле.

Показать ответы (1)
Скрыть ответы (1)
Сергей Ивашко 19 февраля 2016 в 12:55

Цитирую:

"Система образования бюрократично направленна на процесс. Что делается в мире всем известно, в ЕС и Силиконовой долине уже побывала половина участников процесса, но толку нет. Можно решать задачу лишь в частном порядке. Ибо корни системы не жаждут результатов, они питаются процессом, и разговор выльется  в бесполезные обсуждения политики, непрофессионализма, бюрократии и коррупции.
Мой опыт работы с учеными председателем экспертного совета клуба инвесторов за много лет таков: были десятки попыток начать работу, и только два превратились в развивающиеся бизнесы. Партнерами стали два человека, которые поняли, что нужно разобраться в новом для них мире бизнеса и успешно с этим справились. Остальные попытки сыпались по разным причинам, подавляющая часть которых сводится к одному - ученые живут в мире, параллельном бизнесу и не хотят в него даже заглянуть.

Они, как принцессы из сказки, ждут принца, который решит все проблемы. И даже, идя в этот мир, они не изучают его законы, а требуют выполнения своих газетных представлений о нем в качестве законов. Т.е. они беспомощны в бизнесе (даже в отношениях с инвесторами, консультантами, коммерциализаторами) насколько же, насколько хороши бывают в своих областях, и не хотят учиться этому новому, однако, желая результатов от него, но упорно не видят противоречивости такого поведения.
Я не вижу возможности решить проблему без изменения режима работы всей экономики, которая влияет на атмосферу и отношения в ВУЗах, и на обычаи и установки ученых в быту, и обсуждать в таком ключе не вижу практического смысла.
Но я опишу причины положения, из своего опыта, и частные решения.
ПРИЧИНЫ положения таковы:

1) Неспособность конкурировать и самообман. Многие, с кем мы встречались, имеют завышенное мнение о своих результатах, но не сравнивали их объективно с мировыми достижениями. Многие даже не читают на английском, но уверены, что их работы круче всех. Ключевая фраза «у нас уникальная разработка» в 90% случаев говорит о полном не понимании смысла – уникальность никого не интересует. Интересует КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, причем со значительным отрывом по ключевому параметру от текущего уровня (на порядок, минимум в 3 раза), иначе бизнес не построить.
2) Высокомерие ученых по советской формуле "мы умные, самоотверженно делаем высокую науку, а они, коммерсанты, жадные воры". Разговор не клеится потому, что ученые – суть гос.служащие, привыкшие тратить гос.деньги МинОбраза, а предприниматели должны их зарабатывать, в том числе, чтобы налогами казну МинОбраза пополнить, или инвестировать в новые разработки.

3) Страх. Разработчки боятся, что их результаты украдут бессовестные воротилы. Мысль о том, что другие как-то работают в этом мире бизнеса и можно научиться-разобраться, тонет в досужих разговорах «лучше не связываться», прикрывающих душевную лень.
4) Отношения с предпринимателями строятся иррациональные. Ученые говорят примерно следующее:
а) мы ничего вам не покажем, вы украдете (никто не учит, к сожалению, ученых, как работать, не теряя, и оценивать риски),
б) дайте денег и не морочьте голову практическими результатами (отношение как к грантам, где на выходе - лишь отчет в стол),
в) не требуйте от нас оценок (сравнения с мировыми конкурентами, затрат на работы и параметров будущей технологии или продукта), не понимают разработчики, что весь бизнес будет построен поначалу на этих оценках и избегать их, или лукавить в цифрах - значит похоронить коммерциализацию в зародыше. Все это выглядело бы комически-трагичным, если бы
не факты - уже несколько таких ученых, с весьма интересными наработками, из тех, с которыми мы обсуждали возможности несколько лет назад, унесли свои идеи в могилу, так и не попробовав сделать что хоть шаг к воплощению наработок в жизнь. Страх и советские идеи парализуют сознание. Страна давно живет в капитализме, а они мыслями еще в СССР.
5) Алогичность поведения. Ученые постоянно жалуются на жизнь - зарплата маленькая, начальник негодный, м великие, нас никто не ценит. Предприниматели жалоб не понимают, это не их инструмент, они про то, как сделать, а не как ныть. Сделай ученый те шаги, которые естественны в любом центре разработок в мире (сформулировать ПРАКТИЧЕСКИЕ возможности, сделать ОЦЕНКИ, разобраться в возможных сценариях отношений с предпринимателями, подготовиться к переговорам, решить чего хочешь, т.д.), у него был бы шанс изменить жизнь и перестать жаловаться. Но он не делает и привычно зачисляет предпринимателей в источник своих проблем.
6) Сроки. Типичный разговор с ученым выглядит так: "вот семестр закончится, каникулы пройдут, ...". В бизнесе все делается или сейчас, или никогда. Завтра не существует! Конкуренты от Китая до США не спят. Естественно, сами разработки требуют много времени. В такой речи, опытный предприниматель слышаит привычные интонации ленивых, и понимает, что дело делаться не будет, или спустя рукава, ставит крест на этом.

7) Неуважение к чужой работе и деньгам, обман и волюнтаризм. Один уважаемый профессор, декан факультета, с интересной разработкой, с которым мы сделали компанию и получили грант на доработку его технологии, неожиданно на пол-пути стал требовать долю случайным людям, а обещанный им исполнитель (аспирант) ничего делать не хотел. Другой профессор скандалил зачем мы платим налоги(J), и зачем ген.директору зарплата (платили студенту 1 МРОТ, бумажек оформлять ему приходилось много). Третий вел работу одновременно с нами и с другим инвестором по одной теме. Четвертый исчезал на пол-года и приходил с абсолютно новой идеей, похоронив прежнюю вместе с деньгами. Пятый кричал, что мы нахлебники, и не выполнял никакие сроки им же назначенные, отклонения были раза в 3-4, но деньги хотел иметь все  время. Шестой не мог сравнить свою технологию с конкурентными. Седьмой завышал свои результаты. Восьмой уже лет 5 собирается начать работать. Девятый ...
Так работать нереально! Все они милые интеллигенты. Но после работы с ними слово "чудак" кажется слишком мягким. Ведь мы тратили уйму времени и денег на работу с ними, и, в отличие от них, зарплату не получали.
8) Пока остановлюсь, хотя есть еще причины.
Все они сводятся к поговорке "В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВИМИ УСТАВОМ НЕ ХОДЯТ".
Если вы хотите коммерциализировать что-то, извольте изучить, как это делается, господа разработчики. Но ни разу за много лет не было запроса на консультацию от ученых «как нам работать в бизнесе», «как нам заработать на своих разработках», а только "как нам получить деньги". Кажется, люди даже не понимают разницы между свободным «заработать» и рабским «получить».
ЧАСТНЫЕ РЕШЕНИЯ:
1) PR. Нужно в средствах, которые читают ученые, описывать внутреннюю кухню бизнеса с научными разработками, интервью с учеными, которые смоглиэто сделать, с предпринимателями в этой области. Это гораздо более широкий пласт проблем и умений, чем "как получить деньги" (и профукать их в 99% случаев, от непонимания).
2) Деформализовать коммерциализацию. 217 закон смешон. Никто не будет инвестировать в компании, где совладелец государство с блок-пакетом, и в совете директоров должен быть какой-то проректор, поэтому все пользуются обманными путями для вывода интеллектуальной собственности.
Работать нужно напрямую ученым с предпринимателями. ВУЗ должен получить свои очень маленькие проценты (в Стенфорде 3%, но не размываемых) за пользование лабораториями, помогать организационно и НЕ ВМЕШИВАТЬСЯ в бизнес.
3) Ученых нужно планомерно обучать тому, как вести дела, чтобы из не обманули (исключить это невозможно, но риски снизить можно радикально), что возможно в сценарии развития бизнеса и в их положении в нем, а что невозможно и не нужно этим забивать себе голову.
Я проводил семинар в СПб Политехе на тему "в чужой монастырь со своим уставом не ходят "о коммерциализации научных разработок.  Люди искренне удивлялись элементарным вещам - что часто делать патенты, публикации и выступления куда более опасно для будущего бизнеса, чем работать с инвесторами и партнерами, что зарплаты владелец может не получать, что всегда есть риски, но есть и методы работы с ними, что этапы развития и даже применения могут быть совершенно иными, чем в их представлениях, что, подумав определенным образом, можно потратить куда меньше денег, чем они думали, а сроки сократить, что ко многим вещам в бизнесе подходят иначе, что отношения строятся по определенным сценариям, проверенным тысячелетиями, и т.д.
4) Преподавать в ВУЗах как коммерциализировать разработки.
5) Возить ученых за границу, в крупные научные центры, чтобы люди видели, как мы отстали, и перестали рассказывать про «уникальность», а занялись достижением практических результатов.

6) Нам, предпринимателям, учиться работать с научными разработками - там полно специфики, связанной не только с людьми.

Tags: коммерциалиация научных разработок"

 1

Все довольно прозаично.

Вариантов упрощения взаимодействия с ВУЗами ровно два:

1) Совместное написание ТЗ, как и при работе с любой госорганизацией.

Пункты в ТЗ должны бть такими, чтобы получить большое конкурентное преимущество. Кто-то может сказать что это нарушения в законодательстве, но дурацкие законы в России компенсируются только подобными лазейками.

Идиотская система госзакупок, заставлюящая заведующую детсада разбираться в тонкостях разработки конкурсной документации - не вина бизнеса.

2) Люди из компании устраиваются по совместительству в ВУЗ, через их зарплаты и происходит оплата услуг бизнесу. Правда попадалово с налогами возникает.

Показать ответы (0)
Скрыть ответы (0)
Михаил Подгаец 21 февраля 2016 в 11:11

Господа, давайте вернемся к сути: "зачем работать с ВУЗами"?
Вариантов всго 2:
1) Получить гос.деньги (то, то вы обсуждаете) на совместные работы, обучение, подряд ...
2) Получить знания и коммерциализировать их (это то, о чем я написал).
В первом случае вы пытаетесь использовать имеющиеся у ВАЗа гос.деньги, и ситуация ничем не отличаетсяот любого гос.заказа. Тогда непонятно почему обсуждение именно на этом сайте.
Во втором случае вы пытаетесь СОЗДАТЬ новое, бизнес, из продукции ВУЗа - знаний. И ВУЗ вам может лишь мешать, или не очень мешать. Как админ.структура, ВУЗ не умеет делать бизнес, подходит к этому бюрократично, т.е. губительно. Поэтому я бы сместил акцент на второй вариант, как СОЗДАТЬ совместно с учеными, и рассматривать ВУЗ как род.дом, который за гос.бюджет помогает рожать ученым "детей" (разработки), но не умеет их воспитывать, и тут нужны сторонние специалисты, предприниматели специфического вида, умеющие работать с разработками в крайне рискованной начальной фазе развития. А во время воспитания роддом уже не нужен, его нужно отблагодарить как-то (выкупить патент, дать небольшой НЕголосующий процент, платить за услуги и оборудование, т.п.) и забыть, что когда-то он был основным в жизни ребенка - он не поможет его вырастить, не приспособлен.
 

 3
Показать ответы (2)
Скрыть ответы (2)

Очень верно подмечечено. Отсюда,наверное, попытки создания бизнес-инкубаторов при ВУЗах, к счастью, не все провальные.

роман ситанов 21 марта 2016 в 16:51

а тема мипов? как их создавать? ето кому ниб надо?( все затуманено. и вузы дипломы пишут непонятно на какие темы. откуда они их берут? роль мин обра? фази?

В первую очередь надо ставить вопрос - что конкретно хочет получить бизнес от взаимодействия с ВУЗом? 

В данный момент, у большей части ВУЗов формируется достаточно большая инфраструктура, которая направлена на упрощение взаимодействия с обществом.

Бизнесу остается только сформировать свой запрос и обратиться в нужное подразделение. 

Опираясь на свой опыт, могу развернуть одно из направлений взаимодейсвия с бизнесом - коммерциализация технологий. Существует несколько способов, которые широко применяются: 

1) Как уже обратили внимание ниже, но почему то не развернули ветку обсуждения, есть малые инновационные предприятия (МИП), которые создаются с участием ВУЗа;

2) Также существуют предприятия, которые косвенно относятся к ВУЗам, но при этом активно взаимодействуют с ним. Так называемый пояс инновационных предприятий, которые размещаются в технопарках или бизнес-инкубаторах при вузах;

3) Продолжая пункт №2 - в ВУЗах начинают создавать акселерационные программы, выпускники которых также продолжают сотрудничество с ВУЗАами. 

 

Конечно, многое еще зависит от конкретно взятого ВУЗа и какие структуры поддержки созданы в нем. Но, если есть потребность у бизнеса в ВУЗе, то надо искать возможные решения сообща с ВУЗом. 

Показать ответы (0)
Скрыть ответы (0)
роман ситанов 19 апреля 2016 в 18:10

смысл вопроса

Показать ответы (1)
Скрыть ответы (1)

Если ВУЗ будет ходить со своими идеями о взаимодействии к бизнесу, а бизнес при этом будет говорить: "всё не то" и не говорить что он хочет получить, то тогда и диалога не будет.