Эксπир
Регистрация / Вход

О центрах коллективного пользования и уникальных научных установках

20 апреля 2016, последнее обновление 21 сентября 2016
Какие возможности предоставляют центры коллективного пользования, как регламентируется их деятельность и с какими проблемами они сталкиваются.

Одним из важных инструментов, доступных участникам ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20142020 годы» (ФЦПИР), стали центры коллективного пользования (ЦКП). К сожалению, их возможности, как и возможности уникальных научных установок (УНУ), используются далеко не в полной мере. А жаль, ведь существуют они довольно давно и способны обеспечить исследователей при выполнении научных проектов самым современным оборудованием. «Экспир» решил обратиться в Минобрнауки России, чтобы разобраться, что мешает использовать ЦКП И УНУ более эффективно.

Начало

Идея ЦКП возникла в России еще в 1990-х. Связано это было с тем, что задачи обновления материально-технической базы организаций науки и образования не могут решаться единовременно. Тогда на основе опыта ведущих университетов мира была предложена модель коллективного использования современного научного оборудования. Так по всей стране стали образовываться структуры, оснащавшиеся за счет бюджетных средств новейшей техникой, которую они предоставляли в коллективное пользование. Первые ЦКП получали поддержку Российского фонда фундаментальных исследований, а с 2005 года в рамках реализации отдельных мероприятий федеральных целевых программ финансировались Федеральным агентством по науке и инновациям. Позже эту работу в рамках соответствующих федеральных целевых программ продолжило Минобрнауки России.

Важно

Информация, собранная Минобрнауки о ЦКП и УНУ, а также нормативная база и рекомендации к ней размещены на портале ckp-rf.ru.

Отличие УНУ от ЦКП

Государством оказывается поддержка как ЦКП, так и УНУ. Грань между этими понятиями тонка, но вполне ощутима: если ЦКП – это структурное подразделение базовой организации, основной целью которого является обеспечение научных исследований с использованием имеющейся материально-технической базы в интересах третьих лиц, то УНУ – вид самого оборудования, при этом, установки могут функционировать как в составе научного оборудования ЦКП, так и самостоятельно. В состав ЦКП в основном входит дорогостоящее серийно-выпускаемое оборудование. А вот уникальные научные установки – несерийные объекты, сделанные по индивидуальным проектам, в которых серийные детали и модули только обеспечивают работу установок.

Разница есть и в задачах. ЦКП призваны обеспечить проведение широкого спектра исследований. Здесь могут проводиться как стандартные измерения, так и НИР, результаты которых впоследствии будут опубликованы в высокорейтинговых журналах.

УНУ предназначены прежде всего для получения фундаментальных научных результатов мирового уровня. Так как УНУ, как правило, не имеют аналогов, необходимо обеспечить к таким установкам доступ широкого круга исследователей.

Кстати

Когда-то была сделана попытка поделить ЦКП по приоритетным направлениям развития науки и технологий, утвержденным президентом РФ, но, поскольку ЦКП в большинстве своем мультидисциплинарны, их сложно отнести к какой-то одной тематике. Поэтому в перспективе подобное разделение не рассматривается. УНУ же в большей мере предназначены для решения определенных задач, большинство из которых фундаментальные.

Регламентирование деятельности ЦКП и УНУ

Если раньше деятельность ЦКП, как и УНУ, на федеральном уровне никак не регламентировалась, то в прошлом году (2015) были внесены изменения в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», согласно которому установлен четкий порядок функционирования ЦКП и УНУ, что были созданы за счет бюджетных средств.

Кроме того, Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами подготовило и внесло на рассмотрение в Правительство проект постановления об утверждении требований к ЦКП и УНУ. Основная цель – утверждение состава целевых показателей, предъявляемых к деятельности ЦКП и УНУ. Значения показателей будут устанавливать органы и организации, финансирующие ЦКП и УНУ. Среди таких показателей могут быть, например, загрузка оборудования (как в целом, так и в интересах внешних пользователей). Для УНУ дополнительно предъявляются требования к публикационной активности и т.п.

В проект постановления также включен перечень необходимых документов, которые обеспечивают открытость и доступность ресурсов для внешних пользователей, а также требования к информации, которая должна размещаться для внешних заинтересованных пользователей на сайтах ЦКП или базовых организаций и т.п.

Кстати

Минобрнауки России активно взаимодействует с ФАНО России, в научных организациях которого функционирует значительная часть УНУ и многие ЦКП. Документ, внесенный на рассмотрение в Правительство РФ, был подготовлен общими усилиями специальной рабочей группы. Она создавалась по инициативе Минобрнауки, и в ее состав вошли представители крупнейших ЦКП и УНУ, в том числе представляющие организации, подведомственные ФАНО России и др.

Мониторинг деятельности ЦКП и УНУ

С целью оценки деятельности ЦКП и УНУ их результативности, доступности для заинтересованных пользователей, а также определения затрат, необходимых на обеспечение их функционирования, Минобрнауки России проводит ежегодный мониторинг. На основе полученных данных Минобрнауки России ежегодно представляет доклад в Правительство РФ, осуществляет анализ, выявляет проблемы, корректирует перспективы дальнейшего развития и поддержки этих структур.

В начале этого года был проведен мониторинг результатов за 2015 год. Согласно данным, предоставленным «Экспиру» в Минобрнауки РФ, сведения поступили от 307 ЦКП и 111 УНУ. Вот лишь некоторые результаты проведенного мониторинга.

  • Почти 45% ЦКП функционируют сегодня на базе вузов и научных организаций, подведомственных Минобрнауки; 40% ЦКП работают на базе организаций ФАНО России.
  • Из 111 УНУ 34% относятся к Минобрнауки, 50% к ФАНО России.
  • По состоянию на конец 2015 года в ЦКП аккумулировано 6800 единиц оборудования на сумму ₽55 млрд. То есть в среднем на один ЦКП приходится 22 единицы оборудования на сумму ₽180 млн.
  • Загрузка ЦКП в прошлом году (2015) составила порядка 70%, причем, 30% из них в интересах внешних пользователей (оборудование использовалось для выполнения заказов, работ, услуг сторонних организаций).
  • За 2015 год ЦКП обеспечили оказание услуг и выполнение работ на сумму более ₽8,5 млрд. как для сторонних организаций, так и для своих непосредственных пользователей.
  • Стоимость 111 УНУ, предоставивших сведения, составляет почти ₽17 млрд., то есть в среднем на одну УНУ приходится ₽150 млн. (при этом балансовая стоимость некоторых УНУ достигает ₽800 млн. – ₽1 млрд.)
  • Загрузка УНУ больше 70%, но, в отличие от ЦКП, эти установки в интересах внешних пользователей используются гораздо чаще – свыше 50% времени отведено здесь для сторонних организаций. Причина этого – сама специфика УНУ: в отличие от ЦКП, в большинстве случаев исследования на УНУ проводят совместные команды ученых. Поэтому в среднем на одной УНУ работают 10 организаций-пользователей в год. По всем установкам в 2015 году было зарегистрировано свыше тысячи пользователей. Плюс УНУ открыты зарубежным пользователям: 10% результат научной кооперации с иностранными коллегами.
  • 70% оборудования для коллективного пользования произведены за рубежом это минус.

Публикационная активность по данным мониторинга за 2015 год:

  • 13 публикаций в среднем пришлось на один ЦКП (это больше, чем в 2014 году – 10 публикаций на один ЦКП),
  • 8 из этих 13 были размещены в журналах, входящих в базы WOS или Scopus,
  • 5 публикаций в среднем пришлось на одну УНУ,
  • 4 из них попали в WOS или Scopus.

Кстати

ФАНО России проводит аналогичную работу, связанную с оценкой деятельности подведомственных ему ЦКП и УНУ. Минобрнауки же оценивает все структуры в комплексе и делится собранной информацией с коллегами. В ближайших планах Министерства – организовать доступ к данным мониторинга, по которым ФАНО России сможет делать любую выборку для анализа. 

Поддержка деятельности ЦКП и УНУ в рамках ФЦПИР 20142020

В ФЦПИР 20142020 включено два мероприятия, направленных на развитие и поддержку ЦКП и УНУ. В отличие от предыдущей ФЦПИР 20072013, когда с помощью аналогичных мероприятий осуществлялась поддержка развития и проведения исследований в этих структурах, в нынешней программе акцент сделан на поддержку программ развития УНУ и ЦКП. То есть в заявке на получение финансирования по линии ФЦПИР коллективам ЦКП и УНУ надо представлять свою обоснованную программу, видение того, как планирует в дальнейшем развиваться их структура. Бюджетные средства выделяются не на проведение исследований как раньше, а на развитие приборной базы тех ЦКП и УНУ, программа развития которых нацелена на расширение спектра и качества услуг, связанных с обеспечением режима коллективного доступа к своему оборудованию.

Финансирование, направленное на поддержку и развитие ЦКП и УНУ в рамках ФЦПИР 20142020, осуществляется на конкурсной основе. Первый такой конкурс состоялся в 2014 году, объем выделяемых бюджетных средств тогда составил ₽80 млн. в год на один ЦКП или одну УНУ. Продолжительность поддержки  два года (20142015). Кроме того, условиями конкурса на поддержку и развитие ЦКП предусмотрено привлечение дополнительного софинансирования в объеме не менее 10% от бюджета. При этом в случае с ЦКП не менее 80% бюджетных средств, полученных через конкурсы ФЦПИР, было направлено на закупку оборудования, стоимость которого должна была составлять не менее ₽1 млн. за единицу.

В 2015 году соглашения, заключенные на поддержку ЦКП и УНУ в рамках ФЦПИР, закончились. Минобрнауки подводит итоги этих мероприятий. Новые конкурсы на поддержку ЦКП и УНУ в рамках ФЦПИР 20142020 планируются в 2017 году.

Важно

Поддержка ЦКП и УНУ в рамках ФЦПИР 20142020 осуществляется на основе открытых конкурсов – участвовать в них могут организации любой ведомственной принадлежности, относящиеся не только к Минобрнауки России.

  • Эти мероприятия пользовались большой популярностью: на конкурс ЦКП поступило порядка 80 заявок, на конкурс для УНУ – немногим меньше.
  • В результате конкурсных отборов в 2014-2015 годах было поддержано 27 ЦКП и 13 УНУ.
  • Большая часть получивших поддержку УНУ функционирует на базе организаций ФАНО России, далее следуют организации, подведомственные Минобрнауки и др.
  • Что касается ЦКП, то здесь победителей оказалось примерно поровну со стороны ФАНО России и Минобрнауки России.

Проблемы ЦКП и УНУ

Как отмечают в Минобрнауки России, ЦКП и УНУ предстоит решить сложные задачи своего развития, которое сталкивается с рядом проблем.

  • Одна из них – низкая степень открытости этих структур и отсутствие движения навстречу новым пользователям. Открытость поможет загрузить оборудование и обеспечить устойчивый финансовый поток для развития центров.

Для решения этой проблемы Минобрнауки России в рамках ФЦПИР 20142020 по тем мероприятиям, где поддерживаются исследовательские проекты, выделило в сметах исследовательских проектов средства, направляемые участниками ФЦПИР на услуги ЦКП и УНУ.

  • Еще одна важная проблема касается информационной открытости ЦКП, в частности, наличия у центров сайтов и содержания на них необходимой пользователям информации: только у 70-80% центров из 307, прошедших мониторинг в 2015 году, есть сайты. Из тех организаций, у кого они есть, только половина представила на них всю необходимую информацию: регламент доступа, порядок подачи заявок на использование оборудования, примерная стоимость работ, перечень предоставляемых услуг, список оборудования, имеющегося в наличии, проведены ли работы по его метрологическому обеспечению, и т.д. В случае с УНУ ситуация еще хуже, отмечают в Минобрнауки России.

Для решения этой проблемы, напрямую связанной с загрузкой оборудования коллективного пользования, Министерством будут подготовлены типовые требования, предъявляемые к сайтам ЦКП и УНУ. Кроме того, коллективам ЦКП и УНУ советуют чаще участвовать в открытых мероприятиях: конференциях, семинарах.

  • Насущной проблемой является обозначенная ранее высокая доля зависимости ЦКП от импортного оборудования, материалов и комплектующих.
  • Одна из самых существенных проблем, отмечают в Минобрнауки России,  устаревание УНУ. Это связывают с тем, что действительно дорогостоящие и уникальные приборы были построены еще в советское время. А вот за последнее десятилетие ничего нового, в глобальном смысле, у нас не создавалось. Да, была проведена модернизация ряда УНУ, которая позволяет им давать прорывные результаты, но в целом установки стареют, и на них все сложнее получать конкурентоспособные результаты. Особенно на фоне того, что в странах Европейского союза, США, Японии, Китае успешно запускаются новые УНУ. Правда, в строительстве и модернизации некоторых из них, например, Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах в Гамбурге, установок Европейского центра исследований ионов и антипротонов в Дармштадте, Европейского центра синхротронного излучения в Гренобле и Европейской организации ядерных исследований в Женеве Россия принимает активное участие, что позволяет нашим ученым использовать эти установки при проведении своих исследований.

Важно 

Минобрнауки России ежегодно проводит конференции с участием представителей ведущих ЦКП и УНУ, а также заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, где ученые обмениваются опытом, обсуждают насущные научные проблемы. Прошлая конференция состоялась летом 2015 года на базе Санкт-Петербургского государственного университета. Даты проведения следующей станут известны чуть позже. «Экспир» обязательно о них сообщит.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией «Экспир»

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.