Эксπир
Регистрация / Вход

Методические материалы по подготовке предложений по формированию тематики исследований и проектов

09 августа 2016, последнее обновление 03 октября 2016
Полный текст методички, обязательно к прочтению участникам на этапе подготовки предложений по формированию тематики исследований и проектов.

Введение

Настоящие методические материалы направлены на информационную поддержку деятельности потенциальных участников реализации мероприятий федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» (далее по тексту – ФЦП, Программа) на этапе подготовки предложений по формированию тематики исследований и проектов.

Методические материалы для потенциальных участников Программы из региональных организаций содержат сведения, описывающие общеизвестный порядок действий по подготовке предложений по формированию тематики исследований и проектов и заявок на участие в конкурсе, представлены в различных достаточно больших по объему документах. Поэтому, в соответствии с Заданием, разработаны методические материалы, не дублирующие их, но содержащие пошаговые инструкции для потенциальных участников Программы с конкретными примерами с целью дать возможность им самим определить их степень готовности к участию в Программе.

При разработке настоящих методических материалов исполнитель Автономная некоммерческая организация «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур» – опирался на нормативно-методическую документацию по данной ФЦП, собственный опыт участия в мероприятиях Программы, а также на многочисленные положительные результаты консультирования других организаций по вопросам участия в реализации Программы.

Необходимо отметить, что данные материалы по своему назначению лишь предваряют собой использование весьма информативных обучающих материалов, подготовленных редакцией «Экспира» при активном содействии Дирекции НТП (Автор текста: Вячеслав Гаврилов, источник: https://xpir.ru/guidealias).

Термины, определения и принятые сокращения 

ПНИЭР

Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки

Прикладные научные исследования

Исследования, направленные на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач с целью создания новых типов (видов) продукции и технологий

Экспериментальные разработки

Деятельность, которая направлена на создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование

НИОКТР

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы

Проект

Комплекс работ, включающий ПНИЭР и мероприятия по дальнейшему внедрению (промышленному освоению) их результатов

ФЦП, Программа

Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы»

КД

Конкурсная документация

ГК

Гражданский Кодекс Российской Федерации

БС

Бюджетные средства

ВБС

Внебюджетные средства

Исполнитель (головной)

Организация – разработчик ПНИ/ПНИЭР в рамках проекта

Индустриальный партнер

Организация реального сектора экономики РФ, обязующаяся реализовать проект

Мероприятие

Структурный элемент программы, в рамках реализации которого осуществляется финансирование проектов

ПЗ

Пояснительная записка

ТЗ

Техническое задание

ТЭО

Технико-экономическое обоснование стоимости прикладных научных исследований и экспериментальных разработок (проекта)

Подготовка предложений по формированию тематики исследований и проектов

В соответствии с текстом Программы формирование тематики для каждого из мероприятий ФЦП строится либо директивно, либо на инициативной основе [2]. Для удобства анализа эти правила сведены нами в таблицу 1.

Таблица 1. Формирование тематики в рамках мероприятий Программы.

Мероприятие

Формирование тематики

1.1

Осуществляется директивно (основной объем тематики) или посредством отбора инициативных предложений представителей научного сообщества

1.2

Осуществляется директивно на основе системы межведомственной координации формирования тематики и планирования исследований и разработок или посредством отбора инициативных предложений, в том числе предложений по тематике проектов, реализуемых в рамках деятельности технологических платформ.

1.3

Осуществляется директивно или посредством отбора инициативных предложений, в том числе предложений по тематике проектов, реализуемых в рамках деятельности технологических платформ.

1.4

Осуществляется директивно. С заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов российской федерации и организациями заключается соглашение о дальнейшем использовании результатов работы в целях их последующей коммерциализации.

2.1

Осуществляется посредством отбора инициативных предложений представителей научного сообщества, технологических платформ, территориальных кластеров, представителей бизнес-сообщества в соответствии с заданными приоритетами Программы. Основанием для объявления тематики являются межведомственные и межправительственные соглашения.

2.2

Осуществляется посредством отбора инициативных предложений представителей научного сообщества, технологических платформ, территориальных кластеров и представителей бизнес-сообщества в соответствии с заданными приоритетами Программы. Основанием для объявления тематики являются межведомственные и межправительственные соглашения.

2.3

Осуществляется рабочей группой по международному сотрудничеству на основе распоряжений Правительства Российской Федерации, в рамках перекрестных годов с иностранными государствами.

3.1.1

Осуществляется директивно или посредством отбора инициативных предложений ведущих ведомственных научных организаций и высших учебных заведений.

3.1.2

Осуществляется директивно или посредством отбора инициативных предложений ведущих научных организаций, высших учебных заведений и высокотехнологичных предприятий реального сектора экономики.

3.2

Осуществляется директивно.

3.3.1

Осуществляется директивно или посредством отбора инициативных предложений

3.3.2

Осуществляется директивно или посредством отбора инициативных предложений

4.1

Перечень объектов капитального строительства,
предусмотренных Программой, приведен в приложении № 5 к Программе

5.1

Осуществляется директивно

5.2

Возлагается на дирекцию Программы организацию, подведомственную Министерству образования и науки Российской Федерации

Под директивным формированием тематики понимается [2] формирование тематики на основе системы межведомственной координации формирования тематики и планирования исследований, реализующей механизмы межведомственного взаимодействия, с привлечением к формированию тематики исследований заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, технологических платформ, компаний с государственным участием и других организаций потребителей научно-технических результатов.

Инициативное формирование тематики [2] осуществляется посредством отбора предложений ведущих научных организаций, специализирующихся на выполнении проектов по предусмотренным мероприятием направлениям.

Поскольку в используемой терминологии исследования являются составной частью проекта, то в дальнейшем тексте будем вести речь о предложениях по тематике проектов, имея ввиду, что ПНИ и/или ПНИЭР проекта заведомо имеют близкую или совпадающую тематику.

Начиная с 30 сентября 2013 года, Министерство образования и науки открыло прием предложений по формированию тематики исследований и проектов в рамках следующих мероприятий:

Предложения принимаются в течение всего срока реализации ФЦП.

Предложения принимаются только в электронной форме путем заполнения интерактивных форм через Web-интерфейс, расположенный в сети Интернет по адресу: http://tematika.fcpir.ru. Срок окончания приема предложений не установлен.

Формат предложений по тематике различных мероприятий также различен. Ниже представлен перечень соответствующих методических материалов:

– Порядок рассмотрения предложений по формированию тематики исследований и проектов в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

– Методические рекомендации по мероприятию 1.3.

– Краткое описание (формат) проектно-тематического предложения по мероприятиям 1.4 и 1.3.

– Методические рекомендации по мероприятию 2.1.

– Методические рекомендации по мероприятию 2.2.

– Методические рекомендации по мероприятию 3.3.1.

– Методические рекомендации по мероприятию 3.3.2.

– Форма предложения по мероприятию 1.3.

– Презентация (формат) проектно-тематического предложения по мероприятиям 1.4 и 1.3.

– Форма предложения по мероприятию 2.1.

– Форма предложения по мероприятию 2.2.

– Форма предложения по мероприятию 3.3.1.

– Форма предложения по мероприятию 3.3.2.

– Соглашение о дальнейшем использовании результатов работы (для инициатора ФОИВ).

– Соглашение о дальнейшем использовании результатов работы (для инициатора от бизнес-сообщества).

– Приложение 31 «Методические указания по учету внебюджетных средств софинансирования при выполнении работ».

В качестве примера ниже приведен состав сведений формы заявки на формирование тематики по мероприятию 1.3 Программы:

1. Тема исследований (проекта).

2. Цель исследований (проекта).

3. Описание существующей проблемы по предлагаемой тематике исследований (проекта), обоснование актуальности реализации предлагаемых исследований (проекта).

4. Публикации по теме проекта, отражающие мировой уровень исследований (проекта).

5. Ключевые слова по тематике исследований (проекта).

6. Формулировка научно-технических задач и предлагаемых подходов по их решению.

7. Подробное описание планируемых работ.

8. Технические требования к выполнению работ.

9. Ожидаемые научные и научно-технические результаты.

10. Характеристика назначения и областей применения (использования) ожидаемого научного (научно-технического) результата, пути и действий по доведению результата до потребителя. 

11. Предпосылки для успешного завершения работ (вероятность получения ожидаемого научного (научно-технического) результата).

12. Объем финансирования исследований (проекта).

12.1. Смета расходов средств субсидии.

12.2. Предложения по привлечению средств из внебюджетных источников (ВБС), направляемых на софинансирование исследований (проекта).

13. План-график реализации проекта.

Для других мероприятий Программы состав сведений формы заявки на формирование тематики аналогичен, но в каждой из них отражена специфика конкретного мероприятия. Так, например, для международных проектов (мероприятия 2.1 и 2.2), в состав сведений включены еще и следующие вопросы:

– обоснование необходимости международного сотрудничества,

– подробное описание планируемых работ, включая работы, выполняемые иностранным партнером,

– требования к работам, выполняемым с участием иностранных партнеров, в том числе обоснование выбора иностранного партнера, минимальные требования к квалификации, научно-технической оснащенности и т.д.

Рассмотрение предложений по формированию тематики исследований и проектов в рамках Программы, зарегистрированных и прошедших проверку на соответствие условиям выполнения исследований и проектов в рамках мероприятий Программы, проводится рабочими (экспертными) группами Научно-координационного совета (далее – НКС) федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

Каждое предложение рассматривается не менее чем двумя членами рабочей группы. Результаты рассмотрения каждого предложения оформляются членами рабочих групп в виде экспертных заключений. Экспертные заключения формируются путем заполнения интерактивных форм в Системе экспертиз Дирекции.

В таблице 2 представлены рассматриваемые аспекты предложения и варианты возможных ответов экспертов (на примере мер. 1.3).

Таблица 2. Оценка предложения по формированию тематики исследований и проектов в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» (для мероприятия 1.3)

Соответствие предложения

Соответствие  предложения мероприятию Программы или приоритетному направлению прикладной науки:

да, полное

да, частичное

нет

Соответствие предложения выбранной критической технологии:

да, полное

да, частичное

нет

Описание проблемы, актуальности и новизны предлагаемого исследования (проекта)

Описание существующей проблемы по предлагаемой тематике исследований (проекта), обоснование актуальности реализации предлагаемых исследований (проекта)

 проблема описана полно

 проблема описана неполно

проблема не описана

 проект актуален

 проект актуален  в ограниченных областях

проект не актуален

новизна проекта существенна

новизна проекта несущественна

новизна проекта отсутствует

Публикации по теме проекта, отражающие мировой уровень исследований (проекта)

публикаций представлено достаточно

публикаций представлено недостаточно

публикации не представлены

публикации отражают мировой уровень в данной области

публикации не отражают мировой уровень в данной области

Ключевые слова по тематике исследований (проекта):

ключевые слова по теме исследования (проекта) характеризуют планируемый результат

ключевые слова по теме исследования (проекта) характеризуют планируемый результат частично

ключевые слова по теме исследования (проекта) не характеризуют планируемый результат

 Описание исследования (проекта) и его результатов

Формулировка научно-технических задач и предлагаемых подходов по их решению:

научная (научно-техническая) задача  четко сформулирована, и достаточно полно описаны подходы для решения ставящейся задачи

научная (научно-техническая) задача  сформулирована недостаточно четко, и (или) недостаточно полно описаны подходы для решения ставящейся задачи

научная (научно-техническая) задача  не сформулирована, и (или) не описаны подходы для решения ставящейся задачи

Описание планируемых работ:

         описание  планируемых работ  содержит состав  и содержания работ по предлагаемой НИР, которые  характеризуют  этапность  и  последовательность их выполнения

описание  планируемых работ  содержит недостаточную информацию  о составе  и содержании  работ по  предлагаемой НИР, которые  характеризуют  этапность  и  последовательность   их выполнения

описание  планируемых работ  не содержит состав  и (или) содержания работ по предлагаемой НИР, которые  характеризуют  этапность  и  последовательность их выполнения

Технические требования к выполнению работ:

технические требования к выполнению работ сформулированы четко, исключена возможность их неоднозначного толкования

технические требования к выполнению работ сформулированы не достаточно четко, и (или)  не исключена возможность их неоднозначного толкования

технические требования к выполнению работ не сформулированы, и (или)  есть возможность их неоднозначного толкования

Ожидаемые научные и научно-технические результаты:

описание результатов  включает их состав, содержание, предназначение

в  описании  результатов  неполно  представлены их состав и (или) содержание и (или)  предназначение

в  описании  результатов  не  представлены их состав и (или) содержание и (или)  предназначение

Значения показателей результативности выполнения проекта:

значения показателей результативности выполнения проекта  существенны для достижения  показателей Программы

значения показателей результативности выполнения проекта  способствуют достижению  показателей Программы

значения показателей результативности выполнения проекта  не способствуют достижению  показателей Программы

Научно-технический уровень ожидаемых научно-технических результатов проекта:

превышает мировой уровень

соответствует мировому уровню

ниже мирового, но выше российского

ниже российского

Характеристика назначения и областей применения (использования) ожидаемого научного (научно-технического) результата, путей и действий по доведению результата до потребителя:

охарактеризовано полностью

охарактеризовано частично

не охарактеризовано

Предпосылки для успешного завершения работ:

имеются

предпосылок нет

Обоснованность объема финансирования исследований (проекта):

объем финансирования исследований (проекта) обоснован полностью

объем финансирования исследований (проекта) обоснован не полностью

объем финансирования исследований (проекта) не обоснован

Обоснование сроков выполнения исследований (проекта):

сроки  выполнения исследований (проекта) обоснованы

сроки  выполнения исследований (проекта) не обоснованы

Заключение

Предложение

может быть положено в основу формирования лота

может быть учтено при формировании лота в более общей формулировке с учетом других предложений («зонтичного» лота)

Работу по предложению следует продолжить:

запросить дополнительные данные (указать какие)

направить на дополнительную научно-техническую экспертизу  (указать предмет экспертизы)

направить в рабочую группу по другому направлению (указать направление)

Предложение следует отклонить

Комментарии

...

Для других мероприятий Программы состав критериев оценки заявки на формирование тематики аналогичен, но также с учетом специфики конкретного мероприятия.

Электронная версия экспертного заключения размещается в базе данных Системы экспертиз.

Решение по каждому предложению по формированию тематики исследований и проектов в рамках федеральной целевой программы принимает НКС Программы.

С информацией о состоянии поданного предложения по формированию тематики можно ознакомиться в разделе «Предложения» на сайте Программы.

С дополнительными материалами и часто задаваемыми вопросами можно ознакомиться на страницах системы «Экспир», расположенной по адресу: http://xpir.fcntp.ru.

Таким образом можно констатировать, что в соответствии с Постановлением Правительства [2] формирование тематики проектов осуществляется как в инициативном порядке, так и в рамках системы директивного формирования тематики, координации и планирования исследований и разработок, основанной на анализе потребностей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, компаний с государственным участием, отраслевых объединений и представителей бизнеса, с учетом технологического прогнозирования и межведомственной координации.

Детализированное описание действий при разработке предложений по формированию тематики исследований и проектов в рамках федеральной целевой программы принципиальным образом зависит от трех интегральных групп факторов, коренным образом определяющих судьбу конкретного проекта:

- актуальность тематики проекта и его научно-технический уровень,

- готовность (организационная, финансовая, материально-техническая и т.п.) к реализации проекта потенциальных исполнителей,

- состояние отечественного и мирового рынков предлагаемой к реализации продукции или технологии.

Тем не менее возможно выделение основных этапов (шагов), которых следует придерживаться при подготовке предложения на формирование тематики конкретного предложения для его реализации в рамках Программы.

Ниже излагается пошаговый алгоритм подготовки предложения на формирование тематики.

Шаг 1

Формулируется тема проекта, выбираются организации: разработчик и индустриальный партнер, объемы бюджетного финансирования и ВБС.

Комментарий: указанные параметры проекта полностью определяются потенциальным исполнителем, исходя из соображений наилучшей реализации проекта, но должны «вписываться» в общие требования Программы.

Шаг 2

Выполняется выбор мероприятия Программы, приоритетного направления, критической технологии, соответствующих проекту. Сведения для выбора представлены в Приложении 1. В случае необходимости проводится корректировка формулировок шага 1.

Комментарий: следует твердо представлять, что условия участия в конкретном мероприятии Программы являются «незыблемыми» и не могут быть изменены под любой, самый перспективный проект, т.е. в случае несоответствия требованиям мероприятия потенциальный исполнитель должен менять параметры проекта.

Шаг 3

Заполняются формы документов [1217] предложения проекта в соответствии с методическими рекомендациями [611]. В случае возникновения затруднений при подготовке предложения на формирование тематики вашего проекта консультативную помощь можно получить на сайте http://ano-info.ru [3].

Комментарий. Предлагаемые формы документов априори предполагают некоторый вполне определенный порядок действий при их создании для конкретного предложения. Прежде всего, предполагается, что в документе «незаполненных граф» не существует. Во вторых, запрашиваемая информация представлена в тех графах, которые для этого предназначены, т.е. форма на проект представляет собой жестко структурированный документ с минимумом «свободного» текста.

Шаг 4

В случае, когда выбранное Вами мероприятие предусматривает (см. Приложение 1) инициативное формирование тематики, его принимают только в электронной форме путем заполнения интерактивных форм через Web-интерфейс, расположенный в сети Интернет по адресу: http://tematika.fcpir.ru. Срок окончания приема предложений не установлен.

Ниже представлены рекомендации пользователям Интерактивной системы формирования тематики федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» (адрес в сети Интернет: http://tematika.fcpir.ru). Весьма полезно использовать при этом инструкции «пографного» заполнения интерактивных форм, разработанные редакцией «Экспир» при активном содействии Дирекции НТП (автор текста: Вячеслав Гаврилов, источник: https://xpir.ru/guidealias ).

А. На титульной странице Интерактивная Система предлагает ввести логин и пароль, либо авторизоваться, либо восстановить учетные данные.

Для авторизации потребуется ввести в экранную форму следующие данные (рис. 1).

Рис.1 Данные авторизации Интерактивной системы
формирования тематики

Б. Экранные формы для заполнения основных сведений о заявителе и самой заявки на тематику Программы представлены на рис. 2–10. Переход от одной формы на другую осуществляется с помощью кнопок «Переход на следующую страницу» либо «Переход на предыдущую страницу», расположенных в нижней части экрана соответствующей формы.

Рис.2 Создание нового предложения пользователя Интерактивной системы формирования тематики

Рис.3 Ввод общих сведений о предложении (начало)

Рис.4 Ввод общих сведений о предложении (продолжение 1)

Рис.5 Ввод общих сведений о предложении (продолжение 2)

Рис.6 Ввод общих сведений о предложении (окончание)

Рис.7 Ввод сведений о проекте (начало)

 

Рис.8 Ввод сведений о проекте (продолжение 1)

Рис.9 Ввод сведений о проекте (продолжение 2)

Рис.10 Ввод сведений о проекте (окончание)

В. В Интерактивной системе предусмотрена возможность прикрепления к заявке файлов с дополнительными сведениями о проекте и предварительного просмотра введенной заявки.

Рис.11 Прикрепление файлов со сведениями о проекте

Также в системе имеется возможность ознакомиться с интерактивной инструкцией, разработанной создателями.

Г. По окончании ввода заявки необходимо нажать кнопку «Завершить формирование», расположенную в правой верхней части экранной формы (рис. 11).

В случае если по мероприятию формирование тематики проводится директивно, то подготовленное предложение необходимо направить в организацию, на которую возложена функция формирования тематики (профильный ФОИВ или Департамент Минобрнауки). Рекомендуется и в этом случае придерживаться при изложении сведений форм, предусмотренных Интерактивной системы формирования тематики федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

Шаг 5. В соответствии с Порядком рассмотрения предложений по формированию тематики исследований и проектов в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» [5, п.2.4] «срок рассмотрения  Предложения в Экспертной группе не должен превышать сорока рабочих дней от даты получения Секретарем Экспертной группы реестра Предложений». На сайте Программы [1] в разделе «Предложения» можно следить в удаленном режиме за изменением статуса конкретного предложения.

Предлагаемый алгоритм действий неоднократно успешно применялся Автономной некоммерческой организации «ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР» на практике в ходе оказания консультационной помощи организациям, заинтересованным в участии в Программе.

Результатом подобной пошаговой подготовки всегда являлась либо подача предложения на формирование тематики Программы в соответствии с ее условиями, либо осознание авторами проекта того факта, что их предложение не соответствует требованиям ФЦП и не может быть реализовано в рамках данной Программы.

Пример подготовки предложения по формированию тематики

Подготовка предложения начинается с выполнения шага 1 раздела «Подготовка предложений по формированию тематики исследований и проектов», вне зависимости от того, тематика это проекта или ПНИ или ПНИЭР, входящего в него.

Допустим, принято решение готовить предложение по формированию тематики исследований по мероприятию 1.3 Программы (шаг 2). Тогда необходимо скачать из раздела сайта Программы «Документы» подраздела «Формирование тематики» http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/ методические рекомендации и формы по мероприятию 1.3. [6 и 12]. (Отметим, что для каждого из мероприятий на сайте Программы Дирекцией вывешены формы и методические рекомендации по их заполнению).

Состав сведений формы заявки на формирование тематики по мер. 1.3

1. Тема исследований (проекта).

2. Цель исследований (проекта).

3. Описание существующей проблемы по предлагаемой тематике исследований (проекта), обоснование актуальности реализации предлагаемых исследований (проекта).

4. Публикации по теме проекта, отражающие мировой уровень исследований (проекта). 

5. Ключевые слова по тематике исследований (проекта). 

6. Формулировка научно-технических задач и предлагаемых подходов по их решению. 

7. Подробное описание планируемых работ.  

8. Технические требования к выполнению работ. 

9. Ожидаемые научные и научно-технические результаты. 

10. Характеристика назначения и областей применения (использования) ожидаемого научного (научно-технического) результата, пути и действий по доведению результата до потребителя. 

11. Предпосылки для успешного завершения работ (вероятность получения ожидаемого научного (научно-технического) результата).

12. Объем финансирования исследований (проекта).

12.1. Смета расходов средств субсидии.

12.2. Предложения по привлечению средств из внебюджетных источников (ВБС), направляемых на софинансирование исследований (проекта).

13. План-график реализации проекта.

Методические рекомендации по содержанию этих разделов подробно приведены в [6] (шаг 3).

Все разделы формы являются обязательными к заполнению, в случае возможных затруднений подготовки какого либо раздела необходимо обратиться за консультационной помощью. Можно задать свой вопрос на сайте Программы, в систему «Экспир», расположенную по адресу http://xpir.fcntp.ru, либо на сайте Исполнителя http://ano-info.ru.

Шаг 4. Выбранное мероприятие 1.3 предусматривает  инициативное формирование тематики, его принимают только в электронной форме путем заполнения интерактивных форм через Web-интерфейс, расположенный в сети Интернет по адресу: http://tematika.fcpir.ru. Срок окончания приема предложений не установлен.

Выполнив последовательно действия А, Б, В, Г по заполнению интерактивных форм (рис. 1–11), пользователь автоматически направит свое предложение в дирекцию Программы.

Далее необходимо отслеживать прохождение предложения на сайте Программы в разделе «Предложения» (шаг 5) http://fcpir.ru/participation_in_program/formation_topics/applications_submitted/.

При этом используется системный номер заявки, автоматически присваиваемый Интерактивной системой. В частности, на рис. 2 в левой верхней части экрана видно, что нашей заявке присвоен номер 2016-07-24-26384.

Список использованных источников

1. Сайт ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса Российской Федерации на 2014–2020 годы», http://fcpir.ru

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1519 «Об изменениях в тексте федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20142020 годы» и в пунктах Правил предоставления субсидий в целях реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20142020 годы».

3. Сайт Автономной некоммерческой организации «ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР», http://ano-info.ru

4. Официальный сайт Минобрнауки России http://mon.gov.ru

5. Порядок рассмотрения предложений по формированию тематики исследований и проектов в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы», http://fcpir.ru/documentation/formation_topics

6. Методические рекомендации по мероприятию 1.3, http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/

7. Краткое описание (формат) проектно-тематического предложения по мероприятиям №№ 1.4 и 1.3, http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/

8. Методические рекомендации по мероприятию 2.1, http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/

9. Методические рекомендации по мероприятию 2.2, http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/

10. Методические рекомендации по мероприятию 3.3.1, http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/

11. Методические рекомендации по мероприятию 3.3.2, http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/

12. Форма предложения по мероприятию 1.3, http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/

13. Презентация (формат) проектно-тематического предложения по мероприятиям №№ 1.4 и 1.3, http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/

14. Форма предложения по мероприятию 2.1, http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/

15. Форма предложения по мероприятию 2.2, http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/

16. Форма предложения по мероприятию 3.3.1, http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/

17. Форма предложения по мероприятию 3.3.2, http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/

18. Соглашение о дальнейшем использовании результатов работы (для инициатора ФОИВ), http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/

19. Соглашение о дальнейшем использовании результатов работы (для инициатора от бизнес-сообщества), http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/

20. Приложение 31 «Методические указания по учету внебюджетных средств софинансирования при выполнении работ», http://fcpir.ru/documentation/formation_topics/

Приложение 1

Сведения о мероприятиях Программы, Приоритетах развития науки и техники и критических технологиях Российской Федерации

III. Мероприятия Программы

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.

Система мероприятий Программы строится в соответствии со следующими принципами:

  • обеспечение системного эффекта от реализации мероприятий Программы посредством согласованного планирования выполняемых проектов;
  • создание эффективной системы формирования тематики и государственной поддержки прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, обеспечивающей существенное повышение востребованности результатов проектов отраслями экономики;
  • обеспечение эффективного удовлетворения потребностей государства в решении приоритетных комплексных научно-технологических задач, включая:
  • решение важнейших, имеющих общегосударственное значение научно-технологических проблем;
  • выполнение исследований и разработок, направленных на обеспечение перспективных инновационных проектов, осуществление которых дает эффект в масштабе соответствующих секторов экономики;
  • выполнение исследований и разработок межотраслевого характера, а также исследований и разработок, направленных на получение принципиально новых возможностей для развития экономики;
  • выполнение исследований и разработок, направленных на повышение конкурентоспособности высокотехнологичных секторов экономики;
  • обеспечение эффективного непрерывного инновационного процесса посредством создания устойчивого потока разработок, перспективных в отношении дальнейшей поддержки институтами развития, включая:
  • обеспечение эффективного вовлечения в прикладные научные исследования и экспериментальные разработки результатов фундаментальных и поисковых исследований;
  • реализация прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по тематике, сформированной посредством отбора инициативных предложений, включая предложения по тематике проектов, реализуемых в рамках деятельности технологических платформ, в том числе выполняемых на основе государственно-частного партнерства;
  • осуществление межведомственного взаимодействия на всех стадиях жизненного цикла проектов от формирования тематики до приемки работ, оценки полученных результатов и планирования их дальнейшего применения;
  • организация качественного отбора исполнителей исследований и разработок посредством обеспечения отбора лучших по показателям качества научно-технологической продукции предложений на основе проведения открытых конкурсов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • использование новых форм организации выполнения прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, предназначенных для решения наиболее сложных научно-технологических задач, повышения эффективности выполнения указанных работ, создания условий для реальной творческой конкуренции.

Структурообразующими функциональными элементами Программы являются следующие блоки мероприятий:

  • блок 1 «Проведение прикладных научных исследований и разработок по приоритетам развития научно-технологической сферы»;
  • блок 2 «Международное сотрудничество»;
  • блок 3 «Инфраструктура исследований и разработок»;
  • блок 4 «Материально-техническая база»;
  • блок 5 «Управление реализацией Программы».

Перечень мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования приведен в приложении № 4.

Блок 1 «Проведение прикладных научных исследований и разработок по приоритетам развития научно-технологической сферы»

Мероприятие 1.1 «Проведение исследований, направленных на формирование системы научно-технологических приоритетов и прогнозирование развития научно-технологической сферы»

В рамках указанного мероприятия выполняются проекты по следующим основным направлениям:

  • научно-технологическое прогнозирование, оценка соответствия состояния и результатов российских исследований и разработок мировому уровню, определение научно-технологических приоритетов;
  • проведение исследований, направленных на обеспечение реализации государственной политики в сфере исследований и разработок;
  • разработка дорожных карт по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий Российской Федерации.

При проведении исследований учитываются результаты работ по научно-технологическому прогнозированию, выполненные технологическими платформами.

Целями мероприятия является обеспечение процессов определения и уточнения научно-технологических приоритетов для формирования тематики и направлений исследований и разработок, повышение эффективности расходования бюджетных средств и результативности сектора исследований и разработок.

Формирование тематики осуществляется директивно (основной объем тематики) или посредством отбора инициативных предложений представителей научного сообщества.

Под директивным формированием тематики понимается формирование тематики на основе системы межведомственной координации формирования тематики и планирования исследований, реализующей механизмы межведомственного взаимодействия, с привлечением к формированию тематики исследований заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, технологических платформ, компаний с государственным участием и других организаций потребителей научно- технических результатов.

Инициативное формирование тематики осуществляется посредством отбора предложений ведущих научных организаций, специализирующихся на выполнении проектов по предусмотренным мероприятием направлениям.

Отбор исполнителей в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых (в том числе 2-этапных) конкурсов.

Объем финансирования и сроки исполнения проектов определяются научно-координационным советом Программы в зависимости от сложности и важности решаемых задач.

В рамках данного мероприятия могут быть реализованы специальные виды проектов (комплексные и многоэтапные проекты).

Требования в части привлечения внебюджетного софинансирования проектов не предъявляются.

К ожидаемым результатам осуществления мероприятия относятся:

  • результаты прогнозных исследований, предложения по научно-технологическим приоритетам исследований и разработок (в форме проектов паспортов и т.д.);
  • результаты оценки соответствия состояния и результатов российских исследований и разработок мировому уровню, рекомендации по корректировке научно-технологических приоритетов;
  • предложения по реализации эффективной государственной политики, направленной на развитие сектора исследований и разработок.

Мероприятие 1.2 «Проведение прикладных научных исследований для развития отраслей экономики»

В рамках указанного мероприятия осуществляется финансирование прикладных научных исследований, в том числе межотраслевой направленности, по тематике, соответствующей научно-технологическим приоритетам, с учетом результатов исследований по формированию системы научно-технологических приоритетов и прогнозированию развития научно- технологической сферы.

Целью мероприятия является решение прикладных научно-технических и научно-технологических задач, в том числе межотраслевого характера, для последующего создания новых типов (видов) продукции и технологий.

Формирование тематики осуществляется директивно на основе системы межведомственной координации формирования тематики и планирования исследований и разработок или посредством отбора инициативных предложений, в том числе предложений по тематике проектов, реализуемых в рамках деятельности технологических платформ.

Отбор исполнителей (проектов) в рамках мероприятия осуществляется путем проведения открытых (в том числе 2-этапных) конкурсов.

Объем финансирования проектов может составлять до ₽20 млн. в год.

Срок реализации проектов в рамках данного мероприятия составляет 1-3 года. Срок реализации многоэтапных проектов может составлять до 5 лет.

Финансирование прикладных научных исследований осуществляется на условиях внебюджетного софинансирования и привлечения к дальнейшему практическому использованию (коммерциализации) их результатов конкретных потребителей результатов работ.

Объем привлекаемого внебюджетного софинансирования должен составлять не менее 20 процентов общего объема финансирования для проектов, выполняемых по инициативно сформированной тематике. При этом не менее 20 процентов объема привлекаемых внебюджетных средств должно быть затрачено на выполнение прикладных научных исследований по проекту.

Поддерживаются проекты, имеющие конкретного потребителя результата, который принимает на себя обязательство полностью или частично обеспечить внебюджетное софинансирование проекта, а также обеспечить дальнейшее практическое использование результатов работ (коммерциализацию).

В рамках выполняемых проектов должны быть сформулированы конкретные результаты и требования к качественным и количественным характеристикам результатов, а разрабатываемая в рамках проектов отчетная научно-техническая документация должна включать эскизную (рабочую) техническую (конструкторскую, программную, технологическую и т.п.) документацию в соответствии с требованиями общетехнических и организационно-технических систем стандартов.

Результатами выполнения проектов мероприятия являются:

  • разработанные новые технические (технологические) решения и результаты интеллектуальной деятельности, полученные при исследовании свойств и (или) особенностей функционирования и (или) применения материалов (устройств, процессов) с использованием созданных макетов, моделей, экспериментальных образцов, отраженные в научно-методической, нормативно-технической, эскизной технической (конструкторской, программной, технологической) документации и направленные на решение практических задач;
  • проекты технических заданий на последующие прикладные научные исследования и (или) опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы для создания новых видов продукции и технологий.

К ожидаемым результатам осуществления мероприятия относятся:

  • повышение конкурентоспособности высокотехнологичных секторов экономики за счет решения конкретных научно-технических и научно-технологических задач;
  • повышение эффективности деятельности исследовательских групп, выполняющих прикладные научные исследования, в том числе исследования межотраслевой направленности.

Мероприятие 1.3 «Проведение прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание продукции и технологий»

В рамках указанного мероприятия осуществляется финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на создание продукции и технологий для модернизации и дальнейшего развития отраслей экономики.

Финансируемые проекты выполняются с учетом результатов исследований, направленных на формирование системы научно-технологических приоритетов, и прогнозирования развития научно-технологической сферы.

Целью мероприятия является обеспечение инновационного развития отраслей экономики посредством создания востребованных научно-технических решений.

Формирование тематики осуществляется директивно или посредством отбора инициативных предложений, в том числе предложений по тематике проектов, реализуемых в рамках деятельности технологических платформ.

В случае формирования тематики посредством отбора инициативных предложений инициатор тематики обеспечивает заключение соглашения о дальнейшем использовании результатов работы в целях их последующей коммерциализации.

В случае директивного формирования тематики соглашение о дальнейшем использовании результатов работы в целях их последующей коммерциализации заключается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями.

Отбор исполнителей (проектов) в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых (в том числе 2-этапных) конкурсов.

Объем финансирования проектов может составлять до ₽50 млн. в год.

В рамках указанного мероприятия могут быть реализованы специальные виды проектов (проекты в рамках государственно-частного партнерства).

Срок реализации проектов в рамках данного мероприятия составляет 2-3 года.

Финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок осуществляется на условиях внебюджетного софинансирования и привлечения к дальнейшему практическому использованию (коммерциализации) их результатов конкретных потребителей результатов работ.

Объем привлекаемого внебюджетного софинансирования должен составлять не менее 40 процентов общего объема финансирования для проектов, выполняемых по инициативно сформированной тематике. При этом не менее 20 процентов объема привлекаемых внебюджетных средств должно быть затрачено на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по проекту.

Поддерживаются проекты, имеющие конкретного потребителя результата, который принимает на себя обязательство полностью или частично обеспечить внебюджетное софинансирование проекта, а также обеспечить дальнейшее практическое использование результатов работ (коммерциализацию).

В рамках выполняемых проектов должны быть сформулированы конкретные результаты и требования к качественным и количественным характеристикам результатов, а разрабатываемая в рамках проектов отчетная научно-техническая документация должна включать эскизную (рабочую) техническую (конструкторскую, программную, технологическую и т.п.) документацию в соответствии с требованиями общетехнических и организационно-технических систем стандартов.

Результатами выполнения проектов мероприятия являются:

  • разработанные новые технические (технологические) решения и результаты интеллектуальной деятельности, полученные при исследовании свойств и (или) особенностей функционирования и (или) применения материалов (устройств, процессов) с использованием созданных макетов, моделей, экспериментальных образцов, и (или) опытных образцов, отраженные в научно-методической, нормативно-технической, эскизной технической (конструкторской, программной, технологической) документации и направленные на решение практических задач;
  • проекты технических заданий на последующие опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы для создания новых видов продукции и технологий;
  • комплект технической документации, отражающий новые технические (технологические) решения, подтвержденные результатами исследовательских и других испытаний моделей, макетов, натурных составных частей изделий и экспериментальных образцов продукции в целом в условиях, как правило, имитирующих реальные условия эксплуатации (потребления), и предназначенный для использования в последующем промышленном внедрении.

К ожидаемым результатам осуществления этого мероприятия относятся:

  • создание востребованных научно-технических решений для разработки новой продукции и технологий, а также для модернизации и дальнейшего развития отраслей экономики;
  • повышение эффективности деятельности исследовательских групп, выполняющих прикладные научные исследования и разработки, направленные на создание продукции и технологий.

Мероприятие 1.4 «Проведение прикладных научных исследований, направленных на решение комплексных научно-технологических задач»

В рамках указанного мероприятия осуществляется финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на решение комплексных научно-технологических задач, важнейших, имеющих общегосударственное значение научно-технологических проблем, выполняемых в интересах реализации перспективных инновационных проектов, имеющих кумулятивный эффект в масштабе отдельных секторов экономики, направленных на получение принципиально новых возможностей для развития экономики, промышленности и науки.

Финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок осуществляется на условиях внебюджетного софинансирования и привлечения к дальнейшему практическому использованию (коммерциализации) их результатов заинтересованных профильных организаций, в том числе уполномоченных федеральными органами исполнительной власти.

 Целью мероприятия является обеспечение решения важнейших научно-технических (научно-технологических) проблем (задач) в интересах государства, общества, регионов, отраслей, имеющих определяющее значение для инновационного развития экономики, решение которых обычными инструментами нецелесообразно или невозможно.

Комплексные научно-технические проекты включают в себя проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на создание продукции и технологий.

Формирование тематики осуществляется директивно.

С заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями заключается соглашение о дальнейшем использовании результатов работы в целях их последующей коммерциализации.

Отбор исполнителей (проектов) в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых (в том числе двухэтапных) конкурсов.

В рамках указанного мероприятия могут быть реализованы специальные виды проектов (комплексные проекты, многоэтапные проекты).

Объем финансирования проектов может составлять до ₽100 млн. в год. Сроки финансирования каждого вида проектов определяются научно координационным советом Программы в зависимости от сложности и важности решаемых научно-технологических задач.

Объем привлекаемого внебюджетного софинансирования для каждого вида проектов определяется научно-координационным советом Программы. При этом не менее 20 процентов объема привлекаемых внебюджетных средств должно быть затрачено на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по проекту.

Финансируемые в рамках мероприятия прикладные научные исследования и экспериментальные разработки должны быть направлены преимущественно на применение полученных научно-технических результатов и экспериментальную проработку проектно-конструкторских (конструктивно-технологических) решений, включая подтверждение их практической осуществимости, критически необходимых для успешного создания и промышленного освоения новых материалов, изделий, систем и технологий. Разрабатываемая в ходе выполнения проектов научно-техническая документация должна отвечать требованиям общетехнических и организационно-технических систем стандартов.

Результатами выполнения проектов мероприятия являются:

  • разработанные новые технические (технологические) решения и результаты интеллектуальной деятельности, полученные при исследовании свойств и (или) особенностей функционирования и (или) применения материалов (устройств, процессов) с использованием созданных макетов, моделей, экспериментальных образцов и (или) опытных образцов, отраженные в научно-методической, нормативно-технической, эскизной технической (конструкторской, программной, технологической) документации и направленные на решение практических задач;
  • проекты технических заданий на последующие опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы для создания новых видов продукции и технологий;
  • комплект технической документации, отражающий новые технические (технологические) решения, подтвержденные результатами исследовательских и других испытаний моделей, макетов, натурных составных частей изделий и экспериментальных образцов продукции в целом в условиях, как правило, имитирующих реальные условия эксплуатации (потребления), и предназначенный для использования в последующем промышленном внедрении.

К ожидаемому результату осуществления этого мероприятия относится решение комплексных научно-технологических задач, а также важнейших, имеющих общегосударственное значение научно-технологических проблем, стоящих перед государством и обществом, регионами, отраслями.

Блок 2 «Международное сотрудничество»

Мероприятие 2.1 «Проведение исследований в рамках международного многостороннего и двустороннего сотрудничества»

В рамках указанного мероприятия осуществляется финансирование исследований, выполняемых совместно с зарубежными научно-исследовательскими и образовательными организациями, преимущественно в соответствии со сформулированными приоритетами, включая исследования с возможностью последующих множественных прикладных приложений в различных секторах экономики, уникальные высокорисковые исследования, в перспективе определяющие принципиально новые возможности для развития экономики, исследования по перспективным направлениям развития мировой науки. Исследования осуществляются в рамках совместных и скоординированных конкурсов (за исключением стран Европейского союза).

Целями мероприятия являются интеграция российской науки в общемировую научно- исследовательскую сферу, расширение географии международного научно-технического сотрудничества и содействие формированию устойчивых кооперационных связей российских и иностранных научно-исследовательских организаций и получение новых знаний.

Формирование тематики осуществляется посредством отбора инициативных предложений представителей научного сообщества, технологических платформ, территориальных кластеров, представителей бизнес-сообщества в соответствии с заданными приоритетами Программы.

Основанием для объявления тематики являются межведомственные и межправительственные соглашения.

Отбор исполнителей (проектов) в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых конкурсов.

Объем финансирования проектов может составлять до ₽50 млн. в год.

Срок реализации проектов в рамках указанного мероприятия составляет 1-3 года.

Возможна реализация долгосрочных проектов сроком до 4 лет, например, крупных консорциумных проектов, в том числе с участием научно-исследовательских организаций нескольких стран.

Привлечение внебюджетного софинансирования предполагает вовлечение в хозяйственный оборот результатов исследований, выполняемых по проекту иностранным партнером и оплачиваемых за счет средств иностранного партнера в объеме не менее 50 процентов общего финансирования проекта.

К ожидаемым результатам осуществления этого мероприятия относятся:

  • интеграция российской науки в мировое научное сообщество и усиление роли науки и научного сообщества в стране;
  • значительное расширение географии международного сотрудничества научно-исследовательских организаций и университетов;
  • укрепление позиций российской науки и высшего образования в мире;
  • развитие новых перспективных направлений исследований и прикладных разработок за счет привлечения к совместным работам ведущих международных специалистов;
  • взаимовыгодный информационный и научно-технический обмен между странами-партнерами;
  • создание эффективных механизмов международного сотрудничества, направленных на повышение уровня работ университетов и научно-исследовательских организаций.

Реализация этого мероприятия будет оказывать положительное влияние как на государственные научно-исследовательские организации и университеты, так и на коммерческие предприятия, участвующие в научно-техническом сотрудничестве. Достигнутые научно-исследовательские результаты в ходе реализации указанного мероприятия позволят внести значительный вклад в улучшение социально-экономических показателей страны в целом.

Мероприятие 2.2 «Поддержка исследований в рамках сотрудничества с государствами – членами Европейского союза»

В рамках указанного мероприятия осуществляется финансирование исследований, выполняемых совместно с европейскими научно исследовательскими и образовательными организациями, преимущественно в соответствии со сформулированными приоритетами, включая исследования с возможностью последующих множественных прикладных приложений в различных секторах экономики, уникальные высокорисковые исследования, в перспективе определяющие принципиально новые возможности для развития экономики, и исследования по перспективным направлениям развития мировой науки. Исследования осуществляются в рамках совместных и скоординированных конкурсов.

Целями мероприятия являются интеграция российской науки в общеевропейскую научно-исследовательскую сферу, расширение географии международного научно-технического сотрудничества и содействие формированию устойчивых кооперационных связей российских и европейских научно-исследовательских организаций, получение новых знаний и освоение новых зарубежных технологий.

Формирование тематики осуществляется посредством отбора инициативных предложений представителей научного сообщества, технологических платформ, территориальных кластеров и представителей бизнес-сообщества в соответствии с заданными приоритетами Программы.

Основанием для объявления тематики являются межведомственные и межправительственные соглашения.

Отбор исполнителей (проектов) в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых конкурсов.

Объем финансирования проектов может составлять до ₽50 млн. в год.

Срок реализации проектов в рамках указанного мероприятия составляет 1-3 года.

Возможна реализация долгосрочных проектов сроком до 4 лет, например крупных консорциумных проектов, в том числе с участием научно-исследовательских организаций нескольких стран.

Привлечение внебюджетного софинансирования предполагает вовлечение в хозяйственный оборот результатов исследований, выполняемых по проекту иностранным партнером и оплачиваемых за счет средств иностранного партнера в объеме не менее 50 процентов общего финансирования проекта.

К ожидаемым результатам осуществления этого мероприятия относятся:

  • интеграция российской науки в мировое научное сообщество и усиление роли науки и научного сообщества в стране;
  • значительное расширение географии международного сотрудничества научно-исследовательских организаций и университетов;
  • укрепление позиций российской науки и высшего образования в мире;
  • развитие новых перспективных направлений исследований и прикладных разработок за счет привлечения к совместным работам ведущих международных специалистов;
  • взаимовыгодный информационный и научно-технический обмен между странами-партнерами;
  • создание эффективных механизмов международного сотрудничества, направленных на повышение уровня работ университетов и научно-исследовательских организаций.

Реализация этого мероприятия будет оказывать положительное влияние как на государственные научно-исследовательские организации и университеты, так и на коммерческие предприятия, участвующие в научно-техническом сотрудничестве. Достигнутые научно-исследовательские результаты в ходе реализации указанного мероприятия позволят внести значительный вклад в улучшение социально-экономических показателей страны в целом.

Мероприятие 2.3 «Организация участия в крупных международных научных и научно-технических мероприятиях»

В рамках реализации мероприятия будет обеспечиваться вовлечение страны в международное научное сотрудничество за счет организации и участия в крупных международных научных мероприятиях (выставках, конференциях, конгрессах и других мероприятиях) за рубежом.

Целью указанного мероприятия является эффективное управление комплексом международных научных мероприятий (выставок, конференций, симпозиумов), осуществляемых в рамках реализации поручений Правительства Российской Федерации, перекрестных годов с иностранными государствами, а также связанных с председательством Российской Федерации в международных организациях и их органах (Таможенный союз и Единое экономическое пространство, Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество, Евразийское экономическое сообщество, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств, страны Балтийского региона, Организация экономического сотрудничества и развития, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Черноморское экономическое сотрудничество).

Формирование тематики осуществляется рабочей группой по международному сотрудничеству на основе распоряжений Правительства Российской Федерации, в рамках перекрестных годов с иностранными государствами, а также связаны с председательством Российской Федерации в международных организациях и их органах (Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС и другие).

Отбор исполнителей в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения конкурсов в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Объем финансирования проектов может составлять до ₽15 млн. рублей в год.

Срок реализации проектов в рамках указанного мероприятия составляет до 1 года.

Требования по привлечению внебюджетного софинансирования не предъявляются.

К ожидаемым результатам осуществления этого мероприятия относятся:

  • расширение и укрепление научно-технологических и культурных связей научного сообщества с партнерами из других стран и формирование заделов для совместной работы;
  • укрепление позиции Российской Федерации и обеспечение ее научных, экономических и политических интересов в международных организациях и других странах;
  • укрепление контактов с международными организациями и учеными будет способствовать поиску путей по устранению административных барьеров, препятствующих международному научно-техническому сотрудничеству;
  • формирование положительного образа российской науки за рубежом.

Реализация этого мероприятия важна как для научно-исследовательских организаций и университетов, так и для коммерческих предприятий, участвующих в научно-техническом сотрудничестве, и общества в целом.

Блок 3 «Инфраструктура исследований и разработок»

Группа мероприятий 3.1 «Обеспечение развития материально-технической инфраструктуры».

Целью государственной поддержки материально-технической инфраструктуры исследований и разработок является комплексное развитие уникальных научных установок и центров коллективного пользования научным оборудованием в интересах повышения эффективности и результативности прикладных исследований за счет обеспечения доступа большого числа исследователей к современным дорогостоящим приборам и оборудованию, а также к уникальным комплексам, обеспечивающим новое качество исследований и разработок.

 В рамках указанной группы мероприятий предусматривается проведение мероприятий по поддержанию и развитию приборно-инструментальной базы, методическому и организационно-техническому обеспечению уникальных научных установок и сети центров коллективного пользования научным оборудованием.

Мероприятие 3.1.1 «Поддержка и развитие уникальных научных установок»

В Программе под уникальными научными установками понимаются не имеющие аналогов в Российской Федерации либо существенно отличающиеся по параметрам и назначению от имеющихся аналогов объекты научной инфраструктуры (включая обсерватории, коллекции, биоресурсные центры, ботанические сады и др.), позволяющие обеспечить при проведении исследований и разработок получение значимых научных результатов мирового уровня, которых невозможно достичь на других объектах, в том числе на серийно выпускаемых научных приборах и оборудовании, а также на комплексах, созданных исключительно на их основе.

Целью мероприятия является обеспечение высокого уровня параметров и характеристик, действующих уникальных научных установок, соответствующего уровню лучших мировых аналогов и позволяющего создать инфраструктурную основу эффективного включения уникальных стендов и установок в реализацию комплексных междисциплинарных исследовательских проектов по приоритетным направлениям, в том числе в кооперации с ведущими мировыми научными и исследовательскими центрами.

В рамках указанного мероприятия предусматривается выполнение работ по модернизации и развитию системы действующих в Российской Федерации и наиболее востребованных со стороны научного сообщества уникальных научных установок.

Формирование тематики осуществляется директивно или посредством отбора инициативных предложений, ведущих ведомственных научных организаций и высших учебных заведений.

Отбор исполнителей в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых конкурсов.

Объем финансирования проектов составляет от ₽20 млн. до ₽100 млн. в год.

В смету на выполнение проекта должны включаться расходы на дооснащение объекта научной инфраструктуры необходимыми материалами и оборудованием, текущее содержание, разработку и освоение новых методик выполнения измерений.

Продолжительность выполнения проекта может составлять до 3 лет.

Требования по привлечению внебюджетного софинансирования не предъявляются.

К 2020 году уникальные научные установки должны быть модернизированы до уровня, соответствующего по масштабу мировому уровню сложности и качества проводимых научных исследований и разработок и обеспечивающего ведущую роль уникальных научных установок в национальной и мировой системе прикладных исследований и разработок.

Результаты реализации этого мероприятия будут востребованы научным сообществом и в первую очередь исследовательскими центрами, обеспечивающими инновационное развитие реального сектора экономики и не обладающими достаточными финансовыми возможностями по созданию собственных аналогичных объектов научной инфраструктуры.

Рост числа организаций пользователей уникальных стендов, установок и объектов научной инфраструктуры обеспечит вклад в повышение эффективности реализации Программы и достижение ее результатов.

Повышение удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей, выполняющих работы в сети центров коллективного пользования научным оборудованием, обеспечит решение задачи по привлечению и закреплению в науке талантливой молодежи.

Мероприятие 3.1.2 «Поддержка и развитие центров коллективного пользования научным оборудованием»

В Программе под центрами коллективного пользования научным оборудованием понимаются научно-организационные структуры, созданные в федеральных научно-исследовательских организациях и высших учебных заведениях, располагающие сложным дорогостоящим исследовательским оборудованием, высококвалифицированными кадрами и обеспечивающие проведение исследований и разработок и оказание услуг в интересах этих организаций и учебных заведений, а также внешних пользователей.

Целью указанного мероприятия является комплексное развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием для их эффективного участия в реализации перспективных междисциплинарных исследовательских проектов по приоритетным направлениям развития науки и технологий Российской Федерации, в том числе в кооперации с ведущими мировыми научными и исследовательскими центрами.

Реализация указанного мероприятия включает работы по наращиванию сети центров коллективного пользования научным оборудованием и обновлению их исследовательской базы путем дооснащения их современным прецизионным научным оборудованием и многофункциональными исследовательскими комплексами в целях повышения уровня сложности и расширения перечня выполняемых исследований и разработок, а также работы по развитию нормативно-методической, метрологической и информационной составляющих эффективного функционирования сети центров коллективного пользования научным оборудованием.

Формирование тематики осуществляется директивно или посредством отбора инициативных предложений ведущих научных организаций, высших учебных заведений и высокотехнологичных предприятий реального сектора экономики.

Отбор исполнителей в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых конкурсов.

Объем финансирования проектов может составлять до ₽100 млн. в год.

В смету на выполнение проекта должны быть включены расходы на закупку современного дорогостоящего научного оборудования (стоимостью свыше ₽1 млн.) в объеме не менее 80 процентов стоимости проекта. В смету также могут включаться расходы на текущее содержание и дооснащение имеющегося в центре оборудования и накладные расходы.

Срок реализации проектов в рамках указанного мероприятия может составлять до 3 лет.

Объем привлекаемого внебюджетного софинансирования должен составлять не менее 10 процентов общего объема финансирования проекта.

К ожидаемым результатам осуществления этого мероприятия относятся:

  • создание к 2020 году сети модернизированных центров коллективного пользования научным оборудованием по приоритетным направлениям развития науки и технологий Российской Федерации, формирующей современную приборно-инструментальную базу единой национальной инфраструктуры сектора исследований и разработок, обеспечивающей:
    • проведение многопрофильных, многометодовых и междисциплинарных исследований и разработок;
    • новое качество исследований и разработок, соответствующее мировому уровню;
    • эффективную внутреннюю и международную кооперацию в инновационной сфере на основе высокого приборно-инструментального и методического потенциала.

Полученные результаты будут востребованы научным сообществом, научно-исследовательскими организациями и высшими учебными заведениями, выполняющими исследования и разработки для обеспечения инновационного развития экономики страны.

Увеличение удельного веса лабораторного и аналитического оборудования в возрасте до 5 лет в общей стоимости лабораторного и аналитического оборудования в сети центров коллективного пользования научным оборудованием и рост числа организаций – пользователей научным оборудованием сети центров коллективного пользования научным оборудованием обеспечат вклад в повышение эффективности реализации Программы и достижение ее результатов за счет улучшения материально-технического обеспечения исследований и разработок.

Повышение удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей, выполняющих работы в сети центров коллективного пользования научным оборудованием, обеспечит решение задачи по привлечению и закреплению в науке талантливой молодежи.

Мероприятие 3.2 «Обеспечение развития информационной инфраструктуры»

В рамках указанного мероприятия осуществляется поддержка и развитие информационно-аналитических систем в сфере научно-технической деятельности (в том числе единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и других архивов информации, баз данных и информационно-аналитических ресурсов в информационно- телекоммуникационной сети Интернет, сопровождающих и обеспечивающих различные направления деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации).

Кроме того, в рамках указанного мероприятия будут выполняться проекты, направленные на обновление программного обеспечения, оборудования и текущей информации, а также на модернизацию существующих информационно-аналитических систем и предоставление доступа к информационным ресурсам.

Целями мероприятия являются интенсификация информационного обмена в научно-технической и инновационной сферах, а также развитие системы информационного обеспечения исследований и разработок для повышения результативности проводимых исследований и разработок.

Формирование тематики осуществляется директивно.

Отбор исполнителей в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых конкурсов.

Объем финансирования проектов и сроки их исполнения определяются научно- координационным советом Программы в зависимости от сложности и важности решаемых задач.

Требования по привлечению внебюджетного со финансирования не предъявляются.

К ожидаемым результатам осуществления мероприятия относятся:

  • повышение уровня и интенсивности информационного обмена в научном сообществе и связанное с ним повышение результативности проводимых исследований;
  • исключение дублирования исследований, проводимых за счет средств федерального бюджета.

Результаты реализации этого мероприятия будут востребованы как научным сообществом, так и органами государственного управления.

Группа мероприятий 3.3 «Обеспечение поддержки и развития форм научных коммуникаций и системы популяризации науки»

Мероприятие 3.3.1 «Развитие системы демонстрации и популяризации результатов и достижений науки»

В рамках указанного мероприятия осуществляется информирование широкой общественности и научного сообщества о научных достижениях, результатах научных исследований и их потенциальной научной и социально экономической значимости, разрабатываются и внедряются новые механизмы демонстрации и популяризации достижений науки.

В рамках указанного мероприятия предусматриваются:

  • выпуск научных и научно-популярных изданий и книг;
  • создание музейных и выставочных экспозиций;
  • создание и обеспечение функционирования профильных интернет-ресурсов научного и научно-популярного характера;
  • создание и поддержка теле- и радиопрограмм, научно-популярных фильмов с научной и научно-популярной направленностью.

Целями мероприятия являются обеспечение междисциплинарного обмена научными знаниями, привлечение молодежи в науку, формирование позитивного имиджа российской науки и информирование широкой общественности и потенциальных инвесторов о результатах исследований.

Формирование тематики осуществляется директивно или посредством отбора инициативных предложений.

Отбор исполнителей в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых конкурсов.

Объем финансирования проектов и сроки их исполнения определяются научно-координационным советом Программы в зависимости от сложности и важности решаемых задач.

Требования по привлечению внебюджетного софинансирования не предъявляются.

К ожидаемым результатам осуществления указанного мероприятия относятся:

  • развитие научной журналистики;
  • появление и развитие эффективных инструментов популяризации результатов и достижений научно-исследовательской деятельности:
    • высокорейтинговых средств массовой информации научно-технической направленности;
    • инструментов распространения научной информации о результатах исследований и разработок среди потенциальных потребителей результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок;
    • инструментов информирования о возможностях и условиях использования созданной инфраструктуры исследований и разработок.

Результаты реализации этого мероприятия будут востребованы как внутри научного сообщества, так и органами государственного управления (в том числе представителями и заказчиками других федеральных целевых программ и ответственными исполнителями, и соисполнителями государственных программ) и представителями бизнеса.

Мероприятие 3.3.2 «Развитие системы коммуникаций научной общественности (в том числе проведение конференций, семинаров)»

В рамках указанного мероприятия осуществляются организация и проведение семинаров и конференций с участием ведущих ученых, представителей сектора исследований и разработок, коммерческого сектора, высшего профессионального образования, включая молодых ученых и студентов, разрабатываются и внедряются новые инструменты научного взаимодействия и обмена информацией.

В рамках указанного мероприятия предусматриваются подготовка и проведение:

  • научных семинаров и конференций (в том числе международных семинаров и конференций на территории Российской Федерации);
  • образовательно-просветительских мероприятий, направленных на развитие научного взаимодействия и обмена информацией как в рамках отдельных научных направлений, так и междисциплинарного характера;
  • консультационно-экспертных мероприятий, направленных на увеличение инициативного участия в Программе организаций сектора исследований и разработок, коммерческого сектора, высшего профессионального образования, а также молодых ученых и студентов;
  • информационно-популяризаторских мероприятий, направленных на представление и продвижение результатов и достижений научно-исследовательской деятельности, планирование направлений использования результатов и формирование заказа на создание объектов коммерциализации.

Проводимые мероприятия могут быть организованы в форме научных и научно-популярных конференций, семинаров, деловых программ, круглых столов, пресс-дебатов и других форм мероприятий.

Целями этого мероприятия являются повышение уровня информационного обмена как внутри научного сообщества, так и между организациями сектора исследований и разработок, коммерческого сектора, высшего профессионального образования, включая молодых ученых и студентов, расширение способов и инструментов научного взаимодействия и обмена информацией как в рамках отдельных научных направлений, так и междисциплинарного характера.

Формирование тематики осуществляется директивно или посредством отбора инициативных предложений.

Отбор исполнителей в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых конкурсов.

Объем финансирования проектов и сроки их исполнения определяются научно-координационным советом Программы в зависимости от сложности и важности решаемых задач.

Требования по привлечению внебюджетного софинансирования не предъявляются.

К ожидаемым результатам осуществления этого мероприятия относятся:

  • повышение уровня и интенсивности информационного обмена в научном сообществе;
  • появление и развитие результативных инструментов коммуникации:
    • как внутри научного сообщества в рамках отдельных научных направлений, так и междисциплинарного характера и связанное с ними повышение результативности проводимых исследований;
    • между научным сообществом и потенциальными потребителями результатов научно-исследовательской деятельности и связанное с ними повышение уровня востребованности результатов исследований;
    • между потенциальными исполнителями работ в рамках Программы и представителем заказчика и связанное с ними повышение научной конкуренции в секторе исследований и разработок;
  • обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок.

Результаты реализации этого мероприятия будут востребованы как внутри научного сообщества, так и представителями потенциальных потребителей результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе заказчиками других федеральных целевых программ и государственных программ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компаниями с государственным участием, отраслевыми объединениями и представителями бизнеса.

Блок 4 «Материально-техническая база»

Мероприятие 4.1 «Развитие материально-технической базы научно-технической сферы»

В рамках указанного мероприятия предусматривается строительство, реконструкция и техническое перевооружение (модернизация) объектов ведущих учреждений, организаций и предприятий научно-технической сферы, деятельность которых соответствует приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации, в том числе высших учебных заведений, которые наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием всех уровней (бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов) активно выполняют научные исследования и разработки и результаты научной и (или) научно-технической деятельности которых получили российское и международное признание.

Целями указанного мероприятия являются:

  • развитие материально-технической базы ведущих учреждений, организаций и предприятий научно-технической сферы, в том числе высших учебных заведений;
  • содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня.

При формировании перечня объектов капитального строительства в качестве приоритетных рассматриваются объекты, ранее начатые в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20072013 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 613. Перечень объектов капитального строительства, предусмотренных Программой, приведен в приложении № 5.

Объем финансирования проектов и сроки их исполнения определяются исходя из сметной стоимости (предельной стоимости) строительства, реконструкции или технического перевооружения объектов с учетом возможностей федерального бюджета. Требования по привлечению внебюджетного софинансирования не предъявляются.

К ожидаемому результату осуществления указанного мероприятия относится усовершенствование материально-технической базы ведущих учреждений, организаций и предприятий научно-технической сферы, в том числе ведущих высших учебных заведений, для обеспечения ускоренного развития сферы исследований и разработок.

Блок 5 «Управление реализацией Программы»

Мероприятие 5.1 «Информационно-аналитическое обеспечение и мониторинг реализации мероприятий Программы»

В рамках указанного мероприятия предусматриваются:

  • информационно-аналитическое обеспечение участников Программы, в том числе подготовка и проведение мероприятий по информационному обеспечению участников реализации мероприятий Программы;
  • поддержка и развитие информационно-аналитических ресурсов, обеспечивающих реализацию мероприятий Программы;
  • мониторинг реализации мероприятий Программы.

Целью указанного мероприятия является обеспечение эффективного функционирования системы планирования и управления реализацией, а также контроля за ходом реализации мероприятий Программы.

Формирование тематики осуществляется директивно.

Отбор исполнителей в рамках указанного мероприятия осуществляется путем проведения открытых конкурсов.

Объем финансирования проектов и сроки их исполнения определяются научно-координационным советом Программы в зависимости от сложности и важности решаемых задач.

Требования по привлечению внебюджетного софинансирования не предъявляются.

К ожидаемому результату осуществления этого мероприятия относится повышение качества исследований и разработок, выполняемых в рамках Программы, а также их результативности, в том числе за счет:

  • повышения качества управления Программой, выражающегося в проведении оперативного полного и всестороннего анализа хода реализации Программы, дающего возможность оперативной корректировки хода реализации программных мероприятий;
  • обеспечения прозрачности хода реализации Программы, соблюдения законодательства Российской Федерации и оперативного контроля со стороны заказчика.

Мероприятие 5.2 «Организационно-техническое обеспечение мероприятий Программы»

Организационно-техническое обеспечение мероприятий Программы возлагается на дирекцию Программы организацию, подведомственную Министерству образования и науки Российской Федерации.

В рамках указанного мероприятия предусматриваются:

  • сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации мероприятий Программы;
  • обеспечение функционирования системы независимой экспертизы для принятия управленческих решений по реализации Программы;
  • организация по поручению государственного заказчика Программы экспертизы проектов на всех этапах реализации Программы;
  • организация независимой оценки показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
  • внедрение информационных технологий и обеспечение их применения в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения мероприятий Программы;
  • информационное обеспечение специализированного сайта (сайтов) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
  • организация технического и информационного сопровождения деятельности научно-координационного совета Программы, процедур размещения и реализации государственного заказа, предусмотренного Программой, а также приемки и оценки результатов работ;
  • организационно-техническое сопровождение формирования тематики конкурсных лотов, разработки технических заданий и технико-экономических обоснований;
  • осуществление координации мониторинга отдельных проектов, мероприятий и Программы в целом;
  • подготовка и представление государственному заказчику Программы информационно- аналитических материалов для подготовки отчета о ходе и результатах реализации Программы;
  • выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и подготовка предложений по их решению.
  • Целью указанного мероприятия является обеспечение эффективного функционирования системы планирования и управления реализацией, а также контроля за ходом реализации указанных мероприятий Программы.

Перечень критических технологий Российской Федерации

1.      Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.

2.      Базовые технологии силовой электротехники.

3.      Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.

4.      Биомедицинские и ветеринарные технологии.

5.      Геномные, протеомные и постгеномные технологии.

6.      Клеточные технологии.

7.      Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.

8.      Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.

9.      Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.

10.    Технологии биоинженерии.

11.    Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.

12.    Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.

13.    Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.

14.    Технологии наноустройств и микросистемной техники.

15.    Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.

16.    Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.

17.    Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.

18.    Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.

19.    Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.

20.    Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.

21.    Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

22.    Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.

23.    Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.

24.    Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.

25.    Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.

26.    Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.

27.    Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.

Утвержден Указом Президента РФ № 899 от 7 июля 2011 года.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации

1.      Науки о жизни.

2.      Индустрия наносистем.

3.      Информационно-телекоммуникационные системы.

4.      Рациональное природопользование.

5.      Энергоэффективность, энергосбережение и ядерная энергетика.

6.      Транспортные и космические системы.

Утверждены Указом Президента РФ № 899 от 7 июля 2011 года.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен АНО «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур».

Составители: Сергеев М.В. (ответственный составитель), О.В. Омелянская, Коннов В.Е.

Автор текста: Редакция "Экспира"
Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.