Эксπир
Регистрация / Вход

Монитор – это звучит… сложно (часть 1)

12 ноября 2015, последнее обновление 12 октября 2016
На что следует, в первую очередь, обратить внимание при взаимодействии с организацией-монитором и ее сотрудниками, рассказывает генеральный директор ЗАО «УК-ЦТТ СЗ» Сергей Ковач.

Тому, кто хоть раз участвовал в выполнении проектов в рамках федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» (ФЦПИР, ФЦП, Программа), которые реализуются в РФ с начала 2000-х, наверняка, хорошо знакомо слово «монитор». Тому же, кто только еще готовится к подаче тематической заявки на участие в нынешней ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» или начинает писать отчет по одному из этапов выигранного в ее рамках проекта, стоит потратить некоторое время, чтобы лучше познакомиться с требованиями и особенностями взаимодействия с этим самым монитором...

Согласно официальным документам, монитор – это юридическое лицо (организация), осуществляющее мониторинг проектов в рамках одного из направлений реализации ФЦПИР. Сам же мониторинг, как следует из тех же документов, – совокупность мер контроля за ходом выполнения проекта, осуществляемых на постоянной основе в течение всего периода его выполнения, включающих анализ и оценку информации о ходе выполнения и достигнутых результатах проекта.

За этими скупыми фразами скрыт весьма солидный объем работ и не менее большой объем эмоций, особенно у исполнителей проектов. Подробнее о мониторе и о том, на что следует в первую очередь обратить внимание при взаимодействии с такой организацией и ее сотрудниками, рассказал «Экспиру» генеральный директор ЗАО «Управляющая компания ЦТТ «Северо-Запад» («УК-ЦТТ СЗ») Сергей Ковач. Он хорошо знаком с особенностями цикла «исследования – разработка – внедрение» и как специалист-разработчик (правда, в прошлом) сложных радиотехнических комплексов космического и оборонного назначения, и как руководитель работ по мониторингу приоритетного направления «Информационно-телекоммуникационные системы» в рамках уже трех ФЦПИР. И потому четко знает, какие требования предъявляются к проектам, реализуемым за счет средств государственного бюджета.

Как давно появилась система мониторинга проектов, реализуемых в рамках федеральных целевых программ (ФЦП)?

Мониторинг и анализ хода реализации ФЦП предусмотрены «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». Порядок этот утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №594 «О реализации федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд». В обеспечение выполнения указанного Порядка Минобрнауки России для каждой ФЦП разрабатывало и утверждало своими приказами положения об управлении реализацией программы, включающие и требования к мониторингу. Для действующей Программы это «Положение об управлении реализацией федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20142020 годы"», утвержденное приказом Минобрнауки России от 8 октября 2013 года №1126.

Мониторинг осуществляют условно независимые от госзаказчика организации, способные выполнять такую деятельность. Говорю «условно независимые», поскольку для выполнения работ в рамках ФЦП Минобрнауки России заключает в установленном порядке государственный контракт с организацией-монитором.

Предваряя популярный вопрос «кто мониторит монитора?», могу сказать, что есть и такие организации. Эти организации заключают с Минобрнауки России свои государственные контракты на выполнение таких работ.

Что представляет собой система мониторинга сегодня?

Основной целью мониторинга проектов Программы является предоставление органам ее управления достоверной и объективной информации о ходе выполнения и достигнутых результатах для оперативного, полного и всестороннего анализа хода реализации ФЦП. Такой анализ при необходимости дает возможность своевременно корректировать ход реализации мероприятий Программы. Система мониторинга проектов направлена на решение ряда конкретных задач: формирование объективной оценки результатов выполнения проектов, как в рамках конкретного направления ФЦП, так и в реализации Программы в целом; своевременное выявление несоответствий в реализации конкретного направления, заблаговременное предупреждение о намечающихся несоответствиях и выработка рекомендаций для органов управления Программой по принятию корректирующих и предупреждающих действий; содействие исполнению направления реализации путем консультационно-методической поддержки органов управления Программой и исполнителей работ. К слову сказать, исполнители работ в Программе – это получатели субсидий и исполнители работ по государственным контрактам. Первые работают на основании соглашений о предоставлении субсидий, а вторые государственных контрактов, заключаемых с Минобрнауки России – государственным заказчиком Программы.

Организацию мониторинга ФЦП осуществляет Минобрнауки России. Оно формирует перечень направлений реализации Программы, а также разрабатывает и утверждает нормативные и организационно-распорядительные документы, регламентирующие проведение процедур мониторинга, его единое нормативно-методическое обеспечение, в том числе, критерии и порядок аналитической оценки объектов рассмотрения. В установленном порядке – на конкурсной основе Минобрнауки привлекает для мониторинга направлений реализации Программы организации-мониторы. Мониторинг проектов идет в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. Координирует мониторинг Дирекция программы. Она, в том числе, поддерживает работу информационной системы и специализированного сайта ФЦП, где размещается статистическая и аналитическая информация о ходе реализации Программы, участвует в разработке нормативных и организационно-распорядительных документов, регламентирующих проведение процедур мониторинга, а также единого нормативно-методического обеспечения мониторинга направлений реализации Программы. Дирекция НТП формирует и предоставляет в Минобрнауки информационно-аналитические материалы для подготовки отчетности по реализации Программы, а также совместно с мониторами готовит для органов управления Программой предложения по решению выявленных в ходе мониторинга научных, технических и организационных проблем в реализации Программы.

– Каковы основные цели и задачи организации-монитора и его сотрудников?

Важно подчеркнуть, что организация-монитор не является фискальной структурой, осуществляющей именно финансовый контроль за расходованием бюджетных средств, – это компетенция соответствующих государственных структур, таких как Счетная палата или Росфиннадзор.

Основная цель деятельности организации-монитора предоставление органам управления Программой достоверной и объективной информации, в том числе основанной на результатах проведения экспертизы отчетной научно-технической документации (ОНТД) на соответствие требованиям нормативно-технической документации, о ходе выполнения и достигнутых результатах проектов, выполняемых в рамках соответствующего направления реализации Программы.

В ходе работы организация-монитор проводит мониторинг проектов, выполняемых в рамках направления реализации Программы, предметом которого является исполнение обязательств получателями субсидий и исполнителями работ по госконтрактам, в части:

  • выполнения технических требований к работам и к их результатам;
  • выполнения планов-графиков исполнения обязательств;
  • создания и регистрации в установленном порядке полученных результатов интеллектуальной деятельности;
  • достижения значений программных индикаторов и показателей результативности предоставления субсидий;
  • целевого и эффективного расходования бюджетных средств;
  • объема привлечения, источников и статей расходования внебюджетного софинансирования.

С одной стороны, характер работы монитора во многом консультационный – его задача выявить и указать недостатки и рекомендовать, подсказать, как именно требуется делать правильно в соответствии с действующей нормативной и методической базой. Причем, работа эта идет «в обе стороны»: как в интересах органов управления Программой, в том числе департаментов-заказчиков и департамента-координатора, научно-координационного совета Программы (НКС), Дирекции программы и комиссий Минобрнауки России по оценке исполнения обязательств и по приемке работ, так и в интересах исполнителей работ по госконтрактам. В госконтракте самого монитора с Минобрнауки России прописаны требования по выполнению методической и консультационной поддержки получателей субсидий, исполнителей работ по госконтрактам.

С другой стороны, монитор – это консультант, но до определенных пределов. Все-таки основная работа монитора – способствование соблюдению интересов Минобрнауки России как распорядителя бюджета (Заказчика) в части целевого и эффективного расходования бюджетных средств получателями субсидий и исполнителями работ по госконтрактам и получения надлежащих результатов за бюджетные средства. То есть при осуществлении непосредственно мониторинга монитор должен и обязан «стоять на страже» интересов Минобрнауки России, выявляя несоответствия, отклонения и просто невыполнение требований и условий соглашений и госконтрактов. При этом, любое сомнение монитора трактуется в пользу Минобрнауки России и выражается в виде соответствующих замечаний в заключениях монитора. Аналогично, при участии в работе комиссии по оценке (приемке) исполнения обязательств монитор обязан высказывать любое свое сомнение или несогласие (в случае объективных обстоятельств) с предоставленной отчетной документацией и другими материалами по исполнению обязательств исполнителями проектов. Конечно, сомнения и несогласия должны основываться на несоответствиях действующим документам, а не быть субъективными (или даже необъективными).

Кроме того, организация-монитор, в силу своей компетенции, в конце каждого года должна представлять министерству предложения и рекомендации по нормативно-методическому обеспечению формирования проектов и их мониторинга в рамках направления реализации и по дальнейшему совершенствованию указанного нормативно-методического обеспечения.

Взаимодействие монитора, получателей субсидий и исполнителей работ по госконтрактам в ходе подготовки отчетной документации – пожалуй, основной и самый ответственный период работы по проекту. Иногда, хотя это и не прямая обязанность монитора, приходится консультировать по каким-то дополнительным вопросам по организации работ, управлению проектом.

Цель монитора добиться от получателей субсидий и исполнителей работ по госконтрактам полного соответствия разработанной ими ОНТД по проекту (а соответственно, и выполнения работ в рамках проекта) действующему законодательству РФ, требованиям, обозначенным в госконтракте, а также требованиям нормативных и методических документов Минобрнауки России. Выработка замечаний и рекомендаций монитора по отчетной документации: что представлено не так, и как именно это следует представить, иногда, вплоть до формулировок отдельных фраз – серьезный этап работы.

При взаимодействии с исполнителем работ по проекту для монитора важно следование и соответствие документам, действующим на настоящий момент. А также умение показать или доказать несоответствие работы исполнителя этим документам. Монитор не имеет права говорить что-либо вне рамок действующих документов. Личное мнение – если только где-то за скобками. Необходимо всегда давать ссылку на существующие документы: законодательство, ГОСТ и иную нормативно-техническую документацию, в том числе обозначенную в требованиях технического задания и планах-графиках соглашений и календарных планах госконтрактов.

Важный момент работы монитора – процедура так называемого согласования при подписании госконтракта. Речь идет о согласовании технических заданий (ТЗ) и планов-графиков вновь заключаемых соглашений и календарных планов госконтрактов. Особенно это касается зонтичных проектов, где в качестве ТЗ исполнителем предлагается некая структура проекта, схема работ, но четко не прописаны их цель, характеристики разрабатываемых научно-технических результатов... Причина этого в том, что, зачастую, многие аспекты выполнения работ исполнитель, в силу своих профессиональных навыков, просто «держит в голове», а они должны быть сформулированы как требования и прописаны в документе. Приходится монитору дорабатывать такие моменты. В среднем, требуется 3-4 редакции документов, хотя может доходить и до 12 вариантов редакции! Кроме того, когда при проведении согласования приходится общаться с теми, кто впервые участвует в реализации проектов в рамках ФЦП, можно встретиться с недоумением и непониманием с их стороны. Иногда доходит даже до жалоб. Но в подавляющем большинстве случаев все идет в рабочем порядке: рано или поздно коллеги понимают, что это необходимо для их же блага. Неконкретные, размытые требования в ТЗ приведут только к проблемам при написании отчета.

Во второй части интервью вы узнаете, что самое сложное во взаимоотношениях исполнителей и мониторов.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Редакция выражает огромную благодарность Сергею Борисовичу Ковачу за помощь в подготовке материала.

Автор текста: Нина Шаталова
Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.