Эксπир
Регистрация / Вход

Об открытии счетов в Федеральном казначействе

02 марта 2016, последнее обновление 12 октября 2016
Кому нужно открыть лицевые счета в Федеральном казначействе, зачем это делать и как это отразится на дальнейшей работе.

 

Вопросы, связанные с требованием открыть лицевые счета в Федеральном казначействе, волнуют всех получателей субсидий и исполнителей госконтрактов, условиями которых предусмотрены авансовые платежи. «Экспир» попытался разобраться в том, кого действительно касаются нововведения и почему.

Основные документы

Основные документы, регулирующие казначейское сопровождение в этих случаях, появились еще в конце 2015 года. Перечислим их:

1.Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» (Статья 5).

2.Приказ Минфина России от 25.12.2015 N 213н «О Порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения» (находится на регистрации в Минюсте России – прим. ред.).

Также недавно вступило в силу Постановление Правительства РФ от 04.02.2016 N 70 «О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения» (вместе с «Правилами казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения»).

Согласно этим документам, под казначейское сопровождение подпадают следующие сделки:

- соглашения (договора) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям);

- государственные контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг на сумму более ₽100 тыс., если условиями данных государственных контрактов предусмотрены авансовые платежи.

Авансирование соисполнителям, поставщикам товаров, работ, услуг на счета в банках стало невозможным.

Из истории вопроса

Напомним, выявление и мобилизация внутренних резервов считается важным фактором устойчивости и повышения эффективности бюджетной системы государства. Механизм казначейского сопровождения государственных контрактов – один из новых инструментов для решения этих задач. Как было отмечено в послании Президента РФ Федеральному собранию в декабре прошлого года, «...следует существенно ужесточить контроль за движением государственных средств, включая федеральные и региональные субсидии предприятиям промышленности и сельского хозяйства. Считаю, что их нужно перечислять конечному получателю только через казначейские счета. Доходы государства не должны уходить, что называется, мимо кассы...».

Предпосылками для введения подобных мер стали, в том числе, возросшие риски неисполения госконтрактов и соглашений с авансовыми платежами. По данным, приведенным в докладе председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой на расширенном заседании Коллегии Счетной палаты, на начало 2015 года объем дебиторской задолженности за счет средств федерального бюджета приблизился к ₽4 трлн. Причем, 69,8% в структуре дебиторской задолженности составила задолженность по авансовым платежам.

Что делать и куда идти?

Для выполнения требований по казначейскому сопровождению своих работ получателям средств необходимо сделать ряд шагов. В первую очередь, открыть лицевые счета в территориальном отделении Федерального казначейства (ТОФК)  для каждого соглашения о предоставлении субсидий и каждого государственного контракта, условиями которого предусмотрены авансовые платежи. Следует также заключить дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении субсидий и государственным контрактам.

Для открытия лицевого счета в ТОФК необходимо представить:

  • заявление (код формы по КДФ 05311752),
  • нотариально заверенную карточку образцов подписей (код формы по КДФ 05311753),
  • копию контракта.

Некоторые ТОФК требуют нотариально заверенные копии, а некоторые нотариусы требуют заверенную копию с двух сторон (Минобрнауки России, получатель).

Порядок открытия и ведения таких счетов определен Приказом Казначейства России от 29.12.2012 №24н (ред. от 29.12.2014) «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства». Важно обратить внимание, что на одном лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса учитываются операции со средствами авансовых платежей, предусмотренных только одним контрактом.

На проверку документов, поданных для открытия лицевого счета в ТОФК, согласно законодательству, отведено пять рабочих дней. После чего (при положительных результатах проверки) в установленном порядке происходит открытие такого лицевого счета.

Для получателей средств казначейское сопровождение подразумевает еще ряд необходимых действий. В том числе:

- утверждение в Минобрнауки России унифицированной формы «Сведения о направлениях расходования целевых средств» для каждого соглашения о предоставлении субсидий и государственного контракта с подробной детализацией предстоящих расходов;

- повторное утверждение в Минобрнауки России унифицированной формы «Сведения о направлениях расходования целевых средств» для каждого соглашения о предоставлении субсидий и государственного контракта при каждом изменении структуры предстоящих расходов.

Стоит отметить, что если по авансируемому договору привлекается соисполнитель, которому необходимо платить аванс, то и этот подрядчик также должен открывать счет в ТОФК.

Предполагается, что санкционирование со стороны ТОФК оплаты исполнителям соглашений и госконтрактов будет происходить после подтверждения факта поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2016 N 70, в некоторых случаях факты поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) могут проверяться с использованием фото- и видеотехники. При обнаружении нарушения территориальные органы ФК уведомят об этом госзаказчика (исполнителя, соисполнителя). А при выявлении несоответствия количества поставленных товаров (объема выполненных работ, оказанных услуг) требованиям, установленным порядком санкционирования операций, платежные документы возвращаются без исполнения.

Кроме того, предполагается, что ТОФК передают госзаказчику, получателю средств федерального бюджета, предоставляющему субсидии (бюджетные инвестиции), и главному распорядителю средств федерального бюджета, в ведении которого находится указанный получатель, а также исполнителю госконтракта отчетную информацию. Она направляется ежемесячно: не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. По запросам названных лиц территориальные органы ФК также могут представить сводную информацию о движении денежных средств по контракту (договору, соглашению).

Что впереди?

Вопросов, связанных с последствиями реализации казначейского сопровождения, пока больше чем ответов. Не приведет ли это к возникновению новых барьеров на пути проведения научных исследований? Например, к значительному усилению бюрократической нагрузки на юридических лиц – получателей бюджетных средств (научных организаций, не являющихся бюджетными и автономными учреждениями). Будет ли возможно оперативно реагировать на изменения, возникающие в процессе выполнения научного проекта? Не ждет ли усиление непрофильной нагрузки сотрудников Минобрнауки в части постоянного контроля за изменением структуры предстоящих расходов и утверждения «Сведений о направлениях расходования целевых средств» по каждому соглашению о предоставлении субсидии и государственному контракту? Нет пока ясности и с тем, как будет идти учет расходов, произведенных до 01.01.2016 по многолетним соглашениям о предоставлении субсидий и государственным контрактам...

А стоит ли проявлять оперативность?

Такой вопрос со стороны исполнителей контрактов звучит все активней. Стоит ли спешить с открытием лицевых счетов в ТОФК? Особенно пока нет полной ясности с правилами проведения расходных операций по таким счетам, пока не все нормативно-правовые акты и порядки для этого разработаны.

Ответ, полученный корреспондентом «Экспира» у информированных источников, прост и однозначен: да, это необходимо. Департамент науки и технологий уже разослал соответствующее уведомление. В нем четко прописано, что, согласно п.24 Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2015 года №1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» и письму Минфина от 12 января 2016 года № 02-03-08/283 перечисление субсидий юридическим лицам (за исключением федеральных государственных учреждений) будет осуществляться на лицевые счета для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, в территориальных органах Федерального казначейства. Поэтому для финансирования соглашений о предоставлении субсидий в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20142020 годы» необходимо открыть счет в ТОФК. После чего представить письмо о новых реквизитах в Дирекцию НТП. Как сообщили «Экспиру» в Дирекции НТП, такая информация от ряда организаций уже поступила. Так что задерживаться с открытием счетов не следует.

Подробнее о проведении расходных операций по таким лицевым счетам, об особенностях взаимодействия получателей субсидий и исполнителей госконтрактов с органами Федерального казначейства, о других вопросах, связанных с исполнением ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», «Экспир» планирует рассказать в ближайшее время.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией «Экспир».

Автор текста: Нина Шаталова
Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.