Эксπир
Регистрация / Вход

Особенности заполнения отчетных материалов по субсидиям и госконтрактам

30 сентября 2014, последнее обновление 05 декабря 2016
Руководитель организации-монитора Сергей Ковач рассказывает о принципиальных отличиях отчетности по субсидиям от отчетности по госконтрактам.

О принципиальных отличиях отчетности по субсидиям в сравнении с отчетностью по госконтрактам рассказывает Сергей Борисович Ковач, руководитель «Управляющей компании ЦТТ «Северо-Запад» - организации, которая выполняет функции монитора в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки 2014-2020».

Статья подготовлена по материалам выступления Сергея Борисовича Ковача 22 сентября 2014 года на семинаре, посвященном отчетной документации по ФЦП ИР.

Основное отличие новой программы в том, что субсидии не подразумевают правоотношения заказчик – исполнитель. Я буду говорить только о работах, выполняемых на основе соглашения о предоставлении субсидий, а не о госконтрактах, которые есть в других программах.

Цели отчетности

В таком виде финансирования, как субсидия, отсутствуют отношения заказчик-исполнитель. Государство помогает выполнить прикладные научные исследования и экспериментальные разработки. Оно не является заказчиком работ. Министерство является распорядителем бюджета, который имеет право субсидировать деятельность по определенным правилам и при соблюдении определенных условий. Правила и условия определены нормативными актами.

Отчетность не является той самой (как это было раньше) научно-технической продукцией, разрабатываемой по контракту. Отчетность в данном случае служит совершенно для других целей.

Отчетная документация по работам, выполняемым по соглашению должна решать три задачи:

1. Обобщение полученных результатов.

Обобщение необходимо, поскольку работы выполняются за средства госбюджета, а не частным образом. Есть соответствующие нормативные акты, требующие учета результатов и ридов, полученных в ходе работы. Основные документы здесь – это закон «Об обязательном экземпляре документов» и Постановление 327 «О единой системе государственного отчета результатов НИОКР».

2. Подтверждение целевого и эффективного расходования бюджетных средств получателем субсидии.

Контроль за расходованием возложен на главного распорядителя бюджета. В данном случае это Министерство образования и науки РФ, что упоминается в статье 78 Бюджетного кодекса РФ, где есть порядок предоставления субсидий. Кроме того, это же упоминается в правилах предоставления субсидий по ФЦП «Исследования и разработки 2014-2020».

3. Информирование о ходе реализации программы и ее результатах.

Эту задачу решает Минобрнауки РФ как заказчик-координатор программы, ежеквартально отчитывающийся перед Минэкономразвития в установленном порядке.

Основные документы

1. Соглашение

В тексте соглашения указывается предмет соглашения, сроки предоставления отчетной документации, правовые взаимоотношения между Минобрнауки и получателем субсидий.

Если внимательно прочитать текст соглашения, можно увидеть, что предмет соглашения – финансирование (возмещение затрат) проведения прикладных научных исследований и экспериментальных разработок. Министерство в первую очередь указывает, что основная цель соглашения – это финансирование путем возмещения затрат. А затраты должны быть направлены именно на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

В соглашении четко прописано, когда какая отчетность подается. Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Здесь не важно, первый квартал, третий или четвертый. До 10 числа должна быть вся квартальная отчетность предоставлена монитору на рассмотрение.

2. Техническое задание

Техническое задание устанавливает требования к работе и результатам. Оно отвечает на вопросы «Что нужно сделать?» и «Что нужно получить?».

3. План-график

План-график – это документ, в котором установлены этапы, сроки, состав работ на этапах, отчетная документация.

4. Порядок оценки исполнения обязательств

Документ, который регламентирует порядок оценки исполнения обязательств. Этот документ находится на заключительных стадиях утверждения в Министерстве образования и науки. Основное согласование текст документа прошел, руководящие лица должны в ближайшее время его подписать. Должен отметить, что сам порядок и процедуры, им установленные, неидеальны. Это не потому, что их плохо готовили, не умеют подготавливать или разрабатывать. Это новая форма финансирования научных исследований. Очень много было самых разных споров при разработке и при согласовании документа, потому что необходимо было учесть интересы всех участников программы и прийти к компромиссу. Компромисс есть, может быть, он не очень удачный.

5. Нормативно-техническая документация

Нормативно-техническая документация применяется при мониторинге и контроле оценки как работы, так и отчетной документации. Обязанность монитора, прямо прописанная в контракте, – экспертиза отчетной научно-технической документации на соответствие требованиям нормативно-технической документации на основе положения ГОСТа о нормоконтроле. Конечно, никаких поблажек и никаких отступлений от правил оформления отчетов не допускается. Раз предусмотрено выполнение отчета о прикладных научных исследованиях по форме ГОСТ 7.32-2001, по этому ГОСТу все должно быть выполнено. Это написано в новой редакции программы.

Отчетная документация

Не важно, квартальная или этапная, отчетная документация подлежит государственному хранению и использованию. Это выполнение положений Постановления 327, что прямо записано в тексте Соглашения. В комплект входят:

  • Обязательный экземпляр отчета о научно-исследовательской работе (НИР) или отчета о прикладном научном исследовании (ПНИ)
  • Отчетная документация о регистрации НИР
  • Отчетная документация о целевом расходовании бюджетных средств
  • Отчетная документация о достижении программных индикаторов
  • Сопроводительные организационные документы, необходимые для процесса выполнения работ и процедур оценки исполнения обязательств

В утверждаемом ныне «Порядке оценки исполнения обязательств» есть приложение в виде основных форм отчетной документации. Кроме того, к этому порядку оценки разработаны «Методические указания» по заполнению отчетных форм и других документов. Эти документы должны быть размещены на сайте программы или на сайте Дирекции сразу же после их утверждения министерством образования и науки РФ. Сейчас, даже в виде проектов, они нигде не размещены.

Условия предоставления субсидий

Механизм субсидирования предусматривает оценку исполнения обязательств по выполнению условий, поставленных в Соглашении о предоставлении субсидий. Не «порядок приемки работ», а «оценка исполнения обязательств». Подписывая соглашение, получатель субсидий принимает на себя обязательства перед Минобрнауки на некоторых условиях. Условия приведены в соглашении:

  • Технические требования к работам и результатам

Должны быть проведены именно эти работы, которые прописаны  ТЗ, а также получены именно те результаты, которые прописаны в ТЗ. Любое отклонение считается нарушением исполнения обязательств.

  • Целевое эффективное расходование средств субсидий.

Это не менее важное требование. Та смета, которая существует в соглашении, должна выполняться достаточно близко к тому, что написано. Никаких недопустимых отклонений быть не должно. Допустимые в документации прописаны.

  • Индикаторы и показатели, которых необходимо достичь в ходе проведения прикладных научных исследований.

Отсутствие достижения индикаторов тоже может считаться неисполнением обязательств по соглашению.

Титульный лист отчета

Окончание этапа по Гражданскому кодексу не является сроком окончания работ. Эта дата – некая контрольная точка. Распорядитель бюджета может проверить, правильно ли, надлежащим ли образом исполняются обязательства по соглашению. Напомню, что 38 глава Гражданского кодекса здесь не работает, поскольку нет договоров на выполнение работ. Если говорить точнее, существует очень большая неразбериха с определением понятий.

Например, «ПНИЭР - прикладные научные исследования и экспериментальные разработки» – такой формулировки в финансовых документах не существует, там указано «НИОКР». И в Налоговом кодексе, и в ПБУ 17/02, и во всех подобных документах то же самое.

В ЦИТИС должен предоставляться отчет о НИР по ГОСТу 7.32. Но исполнители выполняют прикладные научные исследования. Что писать на титульном листе? Я не могу сказать однозначно. Если написать «Отчет о прикладных научных исследованиях», то есть так, как требуется в соглашении, и отправить в ЦИТИС, не исключено, что сотрудники ЦИТИСа посчитают это нарушением требований ГОСТа.

Преимущества новых отчетов для распорядителя бюджета

Текст соглашения, его логика была согласована гораздо ранее, чем появились согласования и редакции порядка оценки. На моей памяти было 32 редакции, и все равно они в логику соглашения не укладывались. Задача была простая – предоставление отчетности Минэкономразвития по ФЦП в соответствии с требованием Постановления 594. Минобрнауки ежеквартально должно эти документы предоставлять, а Минэкономразвития регулярно рассылать запросы на предоставление отчетности по ФЦП.

Этими запросами предписано в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставить эту информацию. В предыдущих программах такую информацию (по исполнителям госконтракта) тоже собирали. Данные собирала Дирекция через мониторов. Монитору приходил запрос из Дирекции, он транслировал ее по своим подопечным, получал ответ, все это агрегировал и отправлял в Дирекцию.

Как показывает опыт, таких ответов было порядка 60-70%. Соответственно, в Дирекцию шла недостоверная информация. Это не было обязательным, и люди это не делали. Заставить исполнителей сделать эти 2-3 таблицы было очень сложно. Сейчас это прописано в обязательном порядке.

Из требований Постановления 594 и возникло 10-е число. Нужно хотя бы 10-15 дней, чтобы успеть проверить и исправить документы, на основе которых Дирекция программы готовит проект ежеквартального отчета и переправляет в Минобрнауки. Вот так и возникла квартальная отчетность.

Причины необходимости ежеквартальных отчетов

Одна из главных целей отчетов – ежеквартальный мониторинг и контроль целевого эффективного расходования средств субсидий. В других случаях предоставления субсидий тоже есть контроль за расходованием средств. Например, субсидии на сельское хозяйство. Они проверяются раз в год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

В случае проведения прикладных научных исследований осуществлять контроль раз в год с точки зрения распорядителя бюджета не очень правильно. Есть специфические статьи расходов, есть своя специфика в самих расходах, в контрактах, есть вопросы о правомерности тех или иных расходов.

Квартальную отчетность комиссия не рассматривает отдельно. Но предполагается, что когда собирается комиссия для рассмотрения исполнения обязательств по этапу, туда должно быть представлено минимум две отчетности: за предыдущий квартал и за текущий квартал, совпадающий с отчетным. Они уже должны быть рассмотрены, согласованы монитором и Дирекцией. Комиссия оба отчета принимает к сведению. Основная задача – это рассмотрение исполнения иных обязательств. В той редакции порядка оценки, которая сейчас на утверждении, этот момент выражен не очень явно.

Расходы на оборудование

В документах указано не «спецоборудование», а просто – «оборудование для проведения научных исследований». К  сожалению, в соглашении нет расшифровки этой статьи, поэтому неясно, с чем согласен распорядитель бюджета. Но есть заявка, в которой даются расшифровки предполагаемых статей. Там очень много интересного. Там иногда встречаются, к примеру, видеокамера Sony, телевизор Samsung, другая бытовая техника. Если такие траты промелькнут в отчете, их не признают целевым расходованием ни при каком объяснении.

Есть действующие документы, определяющие, что должно быть не просто оборудование, а все-таки спецоборудование, применяемое в виде объекта испытания или исследования. Приборно-аналитическая база, наверное, может быть признана спецоборудованием: микроскоп, контрольно-измерительные приборы. Хотя прежними документами они тоже не считались спецоборудованием, говорилось, что все должно быть в комплекте или в стенде. Здесь очень много неясного, и с этим мы вместе будем сталкиваться.

Этапная отчетность

В порядке оценки предлагается следующий вариант: не позднее 40 дней до завершения этапа предоставить квартальную и этапную отчетность вместе.  Мне кажется, предоставлять за 40 дней финансовый отчет бессмысленно, потому что будут еще расходы, как минимум, зарплаты за месяц. Это надо обсудить с Дирекцией, может быть, можно будет сделать уточнения, объяснения.

Предполагалось, что ежеквартальная отчетность едина во всех четырех кварталах, неважно, какой это квартал, совпадает он с этапом или нет. Рассмотрение идет по своей процедуре. Комиссия, как представитель Минобрнауки, оповещается только в случае отклонений и нарушений в исполнении обязательств. Если монитор и Дирекция считают, что есть нарушения, то они обязаны оповестить комиссию, а комиссия должна принять решение – надо собираться для того, чтобы принять меры, или не надо. Если таких замечаний нет, квартальные документы попадают на стол комиссии не в составе этапной документации, а просто идут справочным порядком вместе с этапной документацией.

Однако сейчас получается немного по-другому. Если будет опубликован именно этот порядок, вопросы можете задавать сразу. Еще раз подчеркну, за 40 дней до окончания этапа документация должна быть размещена.

Этап – это некий отчетный период, за который распорядитель бюджета хочет получить те или иные сведения. Дата завершения этапа – это контрольная точка, где эта процедура должна начинаться. Сюда относятся промежуточные и заключительные отчеты о прикладных научных исследованиях, выполненные в соответствии с ГОСТ.

Приложением к отчету являются другие научно-технические документы, если они заданы к разработке в ТЗ: методики, регламенты, предложения и рекомендации. Самое главное – проекты технических требований на проведение дальнейших работ, если это предусмотрено ТЗ. Этот пункт есть почти у всех, потому что требование программы – все исследования проводятся с перспективой практического применения. Эта перспектива должна быть подтверждена наличием индустриального партнера, который берет на себя обязанности по дальнейшей коммерциализации. Сюда же входят программы и методики экспериментальных исследований либо исследовательских испытаний.

Весь комплект должен быть направлено в орган государственной информации, им является на сегодняшний день ЦИТИС.

В отчет о патентах и исследованиях входят те самые технические документы: эскизная документация, конструкторская, программная, технологическая. Никакой ремонтной, никакой эксплуатационной. В случае экспериментальных разработок, которые появились в новой редакции программы, это комплект документаций, соответствующий опытно-конструкторским работам.

Формы ежеквартальной отчетности

  • Смета расходов.

Часть заводится вручную, часть должна формироваться самой системой.

  • Расшифровка затрат на оплату труда работников, непосредственно занятых в выполнении прикладных научных исследований.

Непонятно, зачем здесь введен столбик «ученая степень». Если есть какие-то надбавки, дополнительные выплаты, они уже должны быть тут учтены. Можно копировать сюда напрямую список из этапа. Раздел «Список исполнителей» в отчете  должен соответствовать  тому, что находится в таблице на этапе, и это же должно соответствовать столбику «ученая степень». Если на промежуточном квартале монитор не может точно знать, кто принимал участие в работе, то сравнивая с этапным отчетом ПНИ, где есть список исполнителей, всегда могут возникнуть вопросы по несоответствию.

Недочеты отчетов на конкретном примере:

Наша организация принимала участие в опытной эксплуатации данной процедуры. Мы рассматривали один из квартальных отчетов, размещенных в системе. Что сразу бросилось в глаза? Допустим, соглашение было подписано 5 июня. По состоянию на 30 июня надо было показать расходы за второй квартал. Кроме того, в отчете указан 51 исполнитель. Руководители, начиная от департамента и ниже, а также ведущие, младшие, старшие, бизнес-аналитики, продуктовые аналитики… Это неправильно.

Необходимо указывать в первую очередь исследовательский персонал, затем – инженерно-технический. В этой статье указываются именно исследователи. Бизнес-аналитик, каким бы специалистом он не был, не может, с точки зрения проверяющих органов, заниматься программным продуктом как разработчик.

Для руководителей, непосредственно не участвующих в работах, есть статья «Административно-управленческий персонал». Если руководитель занимается непосредственно исследовательской деятельностью, несмотря на название своей должности, то в случае наличия отчета о НИР смотрится, что он там делал. Эти вопросы будут возникать регулярно.

Первый этап работ – это аналитический обзор научных информационных источников. При чем тут продуктовые аналитики? Патентные исследования и начало работ по выбору направления исследований – что там делал 51 человек? Соответственно, монитор написал – неэффективное  расходование средств. Кроме того, в графе «Загрузка» стояло от 100 % до 11 % и менее. Как человек может быть загружен на 10%? К нему подошли, что-то спросили, и в этом вся его работа заключается?

Не надо увеличивать список исследователей. Конечно, хочется всем выплатить деньги. Есть источник, надо всех охватить, это понятно. Но все-таки надо расходовать средства целесообразно.

Предложения по корректировке форм отчетов

Наша организация подготовила предложения по корректировке форм отчетов. В таблице «Исполнители» мы предлагаем ввести графу «В каких именно работах принимал участие исполнитель на этапе». Здесь нужно указать также, есть ли эти работы в план-графике и насколько они выполнены в соответствии с план-графиком.

Вместо процентов мы предлагаем ввести понятие «Трудоемкость», которое будет измеряться в человекомесяцах. Тогда сразу станет понятно, сколько на ту или иную работу по план-графику в отчетном периоде затрачено труда.

Если заложено 100 человекомесяцев на проведение анализа информационных источников, понятно, что это нереальная цифра.

Материальные расходы, связанные с выполнением исследования

  • Комплектующие изделия.

Раздел «Комплектующие изделия» есть в смете в основной графе, но в расшифровке почему-то его нет. Там три раздела: «Сырье, материалы», «Инвентарь» и «Технологические жидкости и газы». Это нужно учитывать, если требованием технического задания предусмотрено именно в рамках этого отчетного периода разработать и изготовить макет или экспериментальный образец.

Можно объяснить несколько раннюю закупку комплектующих до начала этих работ, но не за год и не за полтора (а такое случается). В основном, при согласовании соглашения в план-графиках стоит закупка материалов для изготовления экспериментального образца. Сам образец будет изготавливаться через полтора года. Сразу возникает вопрос – сначала ведь нужно сообразить, что будет представлять собой образец, а вы уже закупаете железки к нему. Если такие расходы предусмотрены, они должны соотноситься с план-графиком исполнения обязательств.

  • Приобретение оборудования.

Оборудование от 200 тысяч и выше дается индивидуально, а все, что менее 200 тысяч, в общей цифре. Я считаю, что это неправильно. Не знаю, есть ли в системе такая возможность, но мы, как организация-монитор, будем требовать эту суммарную стоимость тоже расшифровать. Потому что здесь как раз и сидит «нецелевая мелочевка».

Объяснения, что видеотехника нужна для фиксации результатов исследования, а потом для анализа, достаточно неубедительные. Что бытовая видеокамера может зафиксировать? Наилучшая съемка – это аналоговая, на пленку. Если камера была бы специальная, высокоскоростная, тогда было бы понятно.  Иначе можно приобрести автомобиль Lexus, чтобы испытывать ветровое воздействие на предмет, высунув его в окно.

Прошу проявлять в этом пункте здравый смысл и целесообразность, не закупая за бюджет подобные вещи. Есть внебюджет, есть индустриальный партнер.

  • Расходы на исследования и разработки, выполняемые сторонними организациями по договорам.

В некоторых заявках сразу прописаны соисполнители, а в смете проставлены соответствующие расходы на привлечение сторонних организаций. В самом соглашении есть только смета, но отсутствуют расшифровки. Возникает вопрос – что делают эти соисполнители за эти деньги? Читая заявки, мы видим, что они делают очень много. По сути, они за полцены, а то и меньше, делают основную или существенную часть исследовательской работы. А тому ли тогда дали субсидию?

Здесь появляется графа «Реквизиты подтверждающих документов», это совершенно свежая редакция, раньше этого не было. Это реквизиты документов, подтверждающих расходование средств и, в данном случае, выполнение работ соисполнителем: номер и дата договора, номер и дата акта сдачи-приемки работ. Документы подтверждают, что работы выполнены.

Должен отметить, что расходование средств ни договор, ни акт не подтверждают. Расходование подтверждает соответствующий платежный документ, по которому видно, что деньги со счета получателя субсидии ушли. Акт можно подписать, но еще два года не выплачивать деньги. То же самое относится к закупкам, только появляется еще товарная накладная и платежное поручение.

Здесь указываются только реквизиты, сами документы не предоставляются. Министерство образования и науки и уполномоченные организации имеют право затребовать эти документы либо организовать выездную проверку (это еще не прокуратура и не Финмониторинг) в соответствии с Бюджетным кодексом и Постановлением об утверждении правил по получателям субсидий. И тогда именно эти документы должны быть представлены.

  • Командировки.

Здесь должно быть точно понятно, что связано с проведением исследований по соглашению. Сюда не должны входить командировки на симпозиумы, конференции и т.п. Они должны входить во внебюджетные расходы. Это написано в конкурсной документации (в рекомендациях по заполнению). За бюджет можно ездить не представлять результаты, а получать их: в полевые экспедиции, на крупные установки, если их нет поблизости. Сюда относится все, что непосредственно связано с исследованием.

Внебюджетные деньги – это средства индустриального партнера (сейчас это не менее 20% от общей суммы) и деньги самого получателя субсидий, которые он обязался вложить.

  • Услуги центров коллективного пользования.

ЦКП все разные и у всех разные услуги. Если исполнитель заключает с ЦКП договор и расплачивается бюджетными деньгами, это признается. Однако если это внутреннее подразделение компании исполнителя, расходы не признаются. Если с сотрудником внутреннего ЦКП заключен трудовой договор, то его нужно проводить по зарплате как исполнителя (научно-исследовательский  или инженерно-технический персонал). Хитрить, изображая из себя ЦКП и одновременно пользователя услуг ЦКП, недопустимо.

Целевые и нецелевые расходы

Аудитор должен проверить целевое эффективное расходование средств по субсидии. И он видит смету расходов, где написано «Оборудование», не важно, какое. У него в голове кроме двух вещей – Налоговый кодекс, ст. 262 и ПБУ 17/02 – ничего нет. Как определить, целевые это расходы по исследованиям или нет? Статья 262 НК РФ вообще не предусматривает никакого оборудования.

Кроме того, никто не отменял Методические рекомендации 1994 года. Там прямо сказано, что такое спецоборудование и что не является таковым. Эти нюансы при составлении отчета исполнителям придется учитывать и понимать.

Ежеквартальный отчет о выполненных работах

Документ состоит из двух разделов. В первом перечисляются работы в соответствии с план-графиком, которые выполнены либо выполнялись в отчетном квартале. Понятно, что есть работы, которые внутри квартала невозможно полностью провести. Сюда включаются вкратце внебюджетные работы и мероприятия.

Второй раздел – основные результаты, полученные в отчетный период (квартал). Результаты не означают, что именно в этом квартале получен определенный результат. Если закончилась какая-то работа, например, проведены теоретические исследования, это указывается. Также можно указать «Проведена первая часть экспериментальных исследований. Отклонений от ТЗ не обнаружено» или что-то вроде того. Это должно быть во всем работам, перечисленным выше. Если работа проведена, определенный результат у нее должен быть.

В таблице индикаторов пишутся все индикаторы, в зависимости от того, что прописано в соглашении. Также есть показатели, которые предусмотрены Приложением 4 к Соглашению. К этой таблице есть целый ряд дополнительных таблиц по каждому индикатору.

Отчетность перед индустриальным партнером

В Соглашении с индустриальным партнером указано, что получатель субсидий должен ему регулярно передавать отчетную документацию. Этот договор нужно корректировать, потому что в нынешнем виде он достаточно неудобен. Я плохо понимаю, зачем индустриальному партнеру отчеты о НИР. Индустриальный партнер прочитает их и положит на полку, никакого практического применения им нет, но передать отчеты о НИР исполнитель обязан.

Если бы это были опытно-конструкторские работы, как это делается в 218-ом постановлении, то было бы понятно. Если исполнитель делает эскизный проект, он передает его индустриальному партнеру на оценку. На следующем этапе партнеру передается технический проект, затем – рабочую конструкторскую разработку. В случае проведения исследований это не работает. Но договор есть, значит должен быть акт о том, что документация передана.

P.S. Редакция сайта «Экспир» внимательно следит за изменениями в правилах оформления отчетной документации по ФЦП «Исследования и разработки 2014-2020». Следите за изменениями в обучающих материалах. Также можно узнавать об изменениях из ленты новостей.

P.P.S Где искать инструкцию по загрузке документов в «Системе экспертиз», см. на рисунке:

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен по итогам семинара редакцией «Экспир».

Автор текста: Алёна Вотинова
Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.

Андрей Лисица 10 декабря 2014 в 22:28
Считаю, что позиция Сергея Борисовича высказана предметно. Подискутировать всегда очень хочется, но давайте попробуем хотя бы один год поработать в "координатах Ковача".
 1
Показать ответы (0)
Скрыть ответы (0)
Андрей Лисица 02 июля 2016 в 17:44

Еще раз перечитывал материал и внезапно понял, что есть определенная ущербность в тезисе, что нельзя быть и ЦКП и заказчиком ЦКП одновременно. Такие ситуации возникают не только из-за хитростей, но и и з-за того что пользователи ЦКП, находящиеся в том же учреждении как правило ЛУЧШЕ знакомы с возможностями аналитического оборудования. То есть чем современнее оборудование, тем меньше у него пользователей извне, поскольку они продолжают работать по-старинке. Это не совсем к данной ветке обсуждения, просто в качестве комментария.

Показать ответы (0)
Скрыть ответы (0)