Эксπир
Регистрация / Вход

Сергей Поляков о программе «СТАРТ»

17 апреля 2014, последнее обновление 03 октября 2016
Фонд работает с начинающими предпринимателями, которые вышли из научной среды. Чтобы помочь новому предприятию наладить выпуск продукции, действует программа «СТАРТ».

Если у вас есть инновационная разработка, вы хотите ее продавать, но не знаете, как, то вам прямая дорога в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Фонд имеет дело с начинающими предпринимателями, которые вышли из научной среды и еще не имеют достаточно опыта, чтобы самостоятельно найти инвестора. Для них действует программа «СТАРТ», цель которой помочь новому предприятию наладить выпуск продукции. Участники программы буквально с первых шагов учатся создавать бизнес, работать с документами, с финансами. Нет, это не учебный центр, где централизованно готовят успешных предпринимателей. Фонд только помогает оформить заявку на проект, указывает на ошибки. Там говорят так: если заявители не справились с документацией проекта, значит, они и бизнес не смогут организовать.

«Можно сказать, что мы кидаем предпринимателей в воду, как котят, и смотрим – выплывут или не выплывут», - пояснил «Экспиру» генеральный директор Фонда Сергей Геннадьевич Поляков.

О заявках

Прежде чем подавать заявку на программу «СТАРТ» или другие программы Фонда, убедитесь, что вы понимаете его специфику. Фонд ищет новые научные разработки, на основе которых можно построить бизнес. Рынок таких разработок должен быть достаточно большой, лучше глобальный. То есть в заявке на проект должны присутствовать две части – описание научной разработки и бизнес-план. Если одна из частей хромает, то возникнут сложности при прохождении заявки. Патент на стадии заявки иметь не обязательно, но в процессе работы над проектом необходимо будет запатентовать ноу-хау.

Сергей Поляков советует: «Нужно относиться к заполнению заявки с особым вниманием, сделать все правильно. Особенно это касается конкурсов, объявленных еще на условиях федеральной контрактной системы».

На конкурс программы «СТАРТ» ежегодно поступает порядка 2000 заявок от компаний, а поддерживают всего 500. И желающих получить финансирование не уменьшается. Бумажных заявок уже нет – все делается онлайн. В Фонде уверяют, что технические трудности на стадии подачи заявки устранены. Полученные заявки изучают эксперты, отсеивают явно неудачные, а по остальным назначают очные интервью. Интервью – один из предварительных этапов прохождения заявки, на котором жюри заслушивает конкурсантов, задает уточняющие вопросы. Бывают накладки в расписании интервью, о чем в Фонде знают и стараются бороться. Но это, пожалуй, единственный момент, на который жалуются конкурсанты, не считая, конечно, проигравших. Участники, чью заявку не поддержали, как правило, всегда недовольны.

Если вы уверены в своем проекте, то уточните в Фонде, где вы совершили ошибки и в чем слабые места проекта, исправьте и подавайте снова.

Те же, кто победил в конкурсе, столкнутся с проблемами на этапе заключения контракта, когда нужно сформулировать тему НИОКР, техническое задание, календарный план. Многие участники не умеют работать с подобной документацией, и сотрудники фонда им помогают.

Три ошибки соискателей грантов

Главная причина неудач на конкурсе программы «СТАРТ» - неумение заявителей представить свой продукт. Генеральный директор Фонда выделяет три ключевых параметра заявки: новизна разработки, рынок сбыта продукции и квалификация команды.

Если в Фонде говорят, что разработка должна быть новой, то имеют в виду буквально – новой, а не реинкарнацией старой или очередной стадией многолетнего исследования.

Часто заявители планируют вывести свой продукт на рынок, который слишком сложен, занят или коррупционноемкий. Если вы напишете в проекте, что собираетесь продавать свой прибор в поликлиниках, то подумайте сразу и над ответами на вопросы: как продавцы вашего прибора попадут в поликлинику? Где главврач найдет денег на покупку прибора при ограниченном бюджете? Заявитель должен четко понимать, кто и почему купит продукт, какие у него конкурентные преимущества.

Когда в бизнес-плане заявители указывают нулевые продажи на ближайшие три года, это говорит об отсутствии бизнес-стратегии. У экспертов возникают сомнения, а собирается ли заявитель собственно создавать бизнес? Понятно, что устойчивый бизнес за три года не всегда создашь, но планировать продажи надо, ведь срок жизни инновационного продукта очень короткий.

Грантоедов стараются отсекать в самом начале конкурса. Когда-то Фонд принимал заявки от научных групп, теперь – только от компаний. Уже на этапе подачи заявки ученых заставляют регистрировать фирму. Если они потратили время и деньги на регистрацию, значит, их намерение создать бизнес серьезное.

Признак грантоеда – сразу несколько заявок, где фигурируют одни и те же имена.

В Фонде есть база данных, через которую «пробивают» заявителей, кроме того запрашивают информацию по заявителям в региональных представительствах.

Разумеется, какие-то грантоеды проходят конкурс, потому что всегда есть люди, которые хорошо пишут заявки, знают форматы различных фондов. Сергей Поляков объясняет, что Фонд рискует только на первом этапе программы «СТАРТ». На втором этапе проекта грантоеды отсеиваются сами, потому что по условиям продления проекта им нужно найти частного инвестора. А без реального бизнес-плана сложно убедить кого-то вложиться в проект.

Что касается команды проекта, то к ней формализовать требования сложно. Эксперты смотрят, какие компетенции у заявителей, насколько они нацелены создать бизнес. Очное интервью длится всего 15-20 минут, но опытному эксперту достаточно, чтобы понять, серьезно ли люди собираются делать бизнес. «В команде обязательно должны быть носитель технологии – изобретатель и менеджер, который представляет, как организовать бизнес, как продавать, кто знает, что такое маркетинг, реклама», - говорит генеральный директор Фонда.

Из науки в бизнес

И вот вы получили грант. Начинается работа с документами, бухгалтерия, то есть обычный процесс организации бизнеса. Многие не понимают, что в этот процесс нужно уйти с головой. Добиться успеха в наукоемком бизнесе можно, только если работать 24 часа в сутки, забыть про выходные, отдых. Сергей Геннадьевич с удовольствием рассказывает о прошедшем в начале апреля в Томске форуме U-NOVUS. На одну из панельных дискуссий приехали руководители восьми компаний, которые получили сначала поддержку Фонда и затем серьезные инвестиции в других институтах развития или у частных инвесторов. Это были молодые люди, которые говорили: предприниматель должен полностью посвятить себя бизнесу, быть готов к неудачам, пробовать снова и снова. Для многих сложно переориентироваться с научной или преподавательской деятельности полностью на бизнес-проект. «Когда люди воспринимают свой бизнес как побочную деятельность, а грант фонда как дополнительное финансирование исследований, будет однозначно провал. Успех придет только если воспринимать грант фонда как возможность создать свой бизнес. - Утверждает Сергей Поляков. - Невозможно бизнесу научить. Бизнесменом родиться надо. Если есть предпринимательская жилка, то успех придет».

О причинах ошибок и предпринимательском духе

Большинство ошибок, о которых написано выше, совершают, в основном, ученые предыдущего поколения, которые сформировались в советское время. В Фонде «Экспиру» рассказали о предпринимателе из Санкт-Петербурга, который придумал, как вытащить сломанный хирургический инструмент из канала зуба. Сейчас эту проблему стоматологи решают либо пломбировкой канала, либо удаляют зуб. А оказывается, можно приваривать другой инструмент к обломку и вытаскивать его. Для этого создана технология вакуумной сварки при комнатной температуре. Питерского предпринимателя привезли в крупную сетевую клинику в Москве. Стоматологи посмотрели его технологию, остались очень довольны, попросили приборы на пробу. Он обещал и не привез. И через месяц не привез. Казалось бы, рынок есть, осталось только клиента окучить. Но этого не произошло, и в итоге, в Фонде были вынуждены притормозить одобрение второго этапа этого проекта, потому что продажи не идут. Это типичный пример поведения ученого старого поколения. Он великолепный изобретатель, разработку запатентовал в РФ и за рубежом, но ему нужен в команду грамотный менеджер-стратег.

По мнению генерального директора Фонда, в России предпринимательство – направление молодое. Мы всего двадцать лет живем в рыночной экономике. Культура предпринимательства, его дух, позитивный образ предпринимателя только начинают формироваться. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Появилось новое поколение людей, которые лучше и быстрее общаются друг с другом через интернет. К ним поступает больше информации, они более приспособлены для выживания в конкурентной среде.

Сергей Поляков снова приводит пример с томского форума, где были участники программы «УМНИК». Студентка Тюменского государственного нефтегазового университета Елена Шаповалова придумала технологию извлечения йода из йодсодержащих слоев подземных вод. Она в двух словах может убедить в том, что ее проект важен: в стране годовая потребность в йоде составляет 1000 тонн, а производится только 400 тонн, значит, рынок есть. Скважины до соответствующих слоев воды тоже есть. Она с тюменской администрацией обсуждает, что надо на этих семи скважинах пробовать. В результате к ней подошли участники из других регионов, предложили: «Давай у нас пробовать».

«Молодежь очень шустрая и приспособленная к бизнесу. Я думаю, что со сменой поколения, с появлением молодых креативных людей наш бизнес изменится», - говорит Сергей Поляков.

О программе «УМНИК»

Эта программа фонда предназначена для молодых инноваторов от 18 до 28 лет, студентов старших курсов, аспирантов. Подавать заявку могут и физические лица, и компании. Фонд отбирает порядка 2000 проектов, каждому из которых предназначено 400 тысяч рублей на два года. На поддержку «УМНИКов» уходит половина бюджета Фонда. Участников заставляют посмотреть на свой проект с точки зрения бизнеса, и многие этим мотивированы, поэтому количество заявок на конкурс растет из года в год, особенно в регионах. Конкурс высокий, доходит до 1 к 10. Видя большой потенциал участников «УМНИКа», Фонд создал специальную программу «УМНИК на СТАРТ», которая помогает подготовить научную разработку к созданию компании. Подробнее…

О международных программах

Международные программы Фонда позволяют создавать проекты с предпринимателями из Германии, Франции, Финляндии, США. Не так давно появилась новая программа – ERA.NET. В ней участвуют, как правило, не стартапы, а компании с опытом международного партнерства. Кто-то один, опытный, инициирует проект, начинает собирать команду и подает заявку непосредственно в Еврокомиссию. Эксперты оценивают и, если в проекте есть российские участники, то передают заявку в Фонд. Фонд на основании меморандума принимает решение поддержать российскую часть проекта. Примерно из 10 заявок по программе ERA.NET поддерживают 3-4 заявки по 100 тысяч евро каждая. Подробнее…

Где получить консультации

Если вам что-то непонятно на любом этапе конкурса или реализации проекта, обращайтесь в Фонд напрямую, там всегда помогут. Консультации заявителей и участников программ оказывают и представительства Фонда в 64 регионах.

По международным программам в Фонде тоже оказывают всемерную помощь. Для предпринимателей действует инфраструктурный проект Gate2RuBin. Это часть европейской сети предпринимательства EEN, где формируются заявки российских компаний на участие в международных консорциумах рамочных программ Еврокомиссии. Проект располагает тремя десятками центров, куда предприниматели могут обратиться для поиска партнеров или предложить себя в качестве участника консорциума, получить помощь в оформлении заявок. Для заявителей и участников программа консультации бесплатны. «Наш фонд очень открытый, и ко мне можно прийти – я тоже доступен», - напоминает Сергей Поляков.

Справочная информация

«СТАРТ»

  • С 2014 года действует новый регламент (гранты).
  • Заявки от малых инновационных предприятий принимают в течение всего года и рассматриваются по мере поступления.
  • Цель – помочь начинающим компаниям поставить производство наукоемкой продукции на поток и привлечь средства от крупных инвесторов.
  • Размер гранта – 1 миллион рублей на первый год, 5 миллионов рублей на два последующих года.
  • Статус - начался прием заявок.

«УМНИК»

  • Поддерживает ученых и инноваторов в возрасте 18-28 лет.
  • Заявки принимают от физических и юридических лиц.
  • Цель – подготовить научный проект к созданию бизнеса.
  • Размер гранта – 400 тысяч рублей на два года.
  • Статус – конкурсы объявлены. Расписание по регионам здесь.

«Развитие», «Интернационализация»

  • Для малых инновационных предприятий с опытом международного сотрудничества.
  • Цель – создание наукоемкого производства с зарубежными партнерами, поддержка компаний-экспортеров.
  • Размер гранта – до 15 млн рублей.

 

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Статью подготовила Татьяна Пичугина по материалам Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Редакция «Экспира» благодарит сотрудников Фонда и лично генерального директора Сергея Геннадьевича Полякова за активное участие в подготовке материалов.

Автор текста: Редакция "Экспира"
Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.