Эксπир
Регистрация / Вход

Анализ нормативно-правового обеспечения государственно-частного партнерства, как одного из основных элементов инновационной экономики, при формировании и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения

Стадии проекта
Предложение принято
Конкурс завершен
Проект закончен
Проект
02.521.11.1017
Организация
ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ
Продолжительность работ
2007, 4 мес.
Бюджетные средства
3 млн
Внебюджетные средства
0 млн

Развитие и детализация принципов и норм формирования федеральных государственных нужд с учетом специфики научно-технической деятельности, особенностей научно-технической продукции и методологии ее коммерциализации при осуществлении государственно – частного партнерства, в частности при отборе и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения

Этапы проекта

1
13.06.2007 - 31.08.2007
На первом этапе работ проведен анализ отечественного и зарубежного опыта формирования и реализации государственного заказа, государственно-частного партнерства и одной из его форм – важнейших инновационных проектов (ВИП), в частности:
1. Проанализированы понятия федеральных государственных нужд на научно-техническую и инновационную продукцию в Российской Федерации, уточнены их определения, рассмотрены основные законодательные и нормативно-правовые акты, прямо или косвенно связанные с процессами формирования федеральных государственных нужд на научно-техническую и инновационную продукцию. Подготовлены предварительные предложения по внесению изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты.
2. Федеральные государственные нужды на научно-техническую и инновационную продукцию рассмотрены как неотъемлемая часть общих федеральных государственных нужд, определены особенности их формирования. Исходя из особенностей федеральных государственных нужд на научно-техническую и инновационную продукцию, описаны порядок их формирования и процедуры согласования с национальными интересами, целями, приоритетными направлениями научно-технического развития и критическими технологиями, стратегиями долгосрочного прогноза научно-технологического развития и развития науки и инноваций в Российской Федерации, и общими федеральными государственными нуждами.
3. Проанализирован Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ как одного из основных инструментов формирования федеральных государственных нужд и федерального государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию. По результатам анализа предложены изменения в Порядок, предполагающие более полный и точный учет интересов, потребностей и возможностей научного сообщества и реального сектора экономики, и направленные на эффективное решение системных научно-технических проблем программными методами.
4. Сформулирован ряд направлений совершенствования системы государственного заказа, предполагающих представление научно-технических результатов в виде, определенном стандартом или техническим заданием, распространение заказа на всю научно-техническую продукцию, производимую за счет бюджетных ассигнований, включая результаты НИОКР и научно-технические услуги, указание конечных результатов и результатов промежуточных этапов, выполняемых в определенной последовательности и обеспечивающих достижение заданного результата и др.
5. Рассмотрены вопросы взаимосвязи ВИП проектов, государственного заказа и государственно-частного партнерства.
6. Проведен анализ существующего нормативно-правового обеспечения формирования, размещения и реализации государственного заказа на научно-техническую продукцию с точки зрения соответствия рассмотренным направлениям совершенствования системы государственного заказа на научно-техническую продукцию и зарубежному опыту. Исходя из анализа отечественного и зарубежного опыта обеспечения экономической эффективности размещения заказа предложен системный путь решения этой проблемы – разработка и внедрение в России Федеральной контрактной системы.
7. Рассмотрены имеющиеся в отечественных и зарубежных документах определения государственно-частного партнерства, принципы и формы его организации, проблемы, сдерживающие его развитие. На основе этого дано определение ГЧП, рекомендованное для использования в России. Освещены различные формы ГЧП, применяемые в нашей стране, и их нормативное правовое обеспечение, механизмы их реализации.
8. Проанализированы существующие недостатки отечественной нормативно-правовой базы, сдерживающие развитие государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сфере, а также законодательства, используемого при разработке и реализации ВИП в составе ФЦП.
Развернуть
2
01.09.2007 - 31.10.2007
1. Подготовлен проект концепции Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». В рамках концепции проекта Федерального закона о внесении изменений в закон 94-ФЗ сформулированы предложения по совершенствованию законодательного регулирования процедур планирования, размещения и реализации заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, модернизации существующего законодательства и приведение его в соответствие с современными потребностями правового регулирования.
2. Подготовлены предложения по оптимизации нормативно-правового обеспечения государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах. Определены основные направления государственной политики в области развития партнерских взаимодействий в национальной инновационной системе. Выявлены сферы, области и типы государственно-частных партнерств. Разработаны предложения по созданию институциональной основы ГЧП, созданию налогового климата для развития ГЧП в инновационной сфере, нормативно-правовое решение вопросов распределения и распоряжения интеллектуальной собственностью.
3. Подготовлены предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения формирования и реализации государственных контрактов, заключаемых при государственно-частном партнерстве в научно-технической и инновационной сферах, в частности, при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения. Уточнены процедуры, формирующие и определяющие ГЧП. Рассмотрены проблемы выбора оптимальных правовых форм организационных взаимодействий при осуществлении ГЧП, а также возможности модернизации действующей функционально-организационной схемы ВИП. Предложена перспективная схема формирования ВИП проектов.
4. Подготовлена оценка ожидаемого результата выдвинутых предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы формирования государственного заказа и государственно-частного партнерства.
Развернуть

Программа

Программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы"

Программное мероприятие

2.1 Развитие системы выбора приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ на основе средне- и долгосрочных прогнозов с учетом передового мирового опыта в этой области
Тема
Анализ нормативно-правового обеспечения государственно-частного партнерства, как одного из основных элементов инновационной экономики, при формировании и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения
Продолжительность работ
2007, 5 мес.
Бюджетные средства
3 млн
Количество заявок
6
Тема
Разработка рекомендаций и мероприятий по эффективному распоряжению вновь создаваемыми за счет средств федерального бюджета результатами научно-технической деятельности, подлежащими коммерциализации в рамках частно-государственного партнерства по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом
Продолжительность работ
2007, 1 мес.
Бюджетные средства
3,5 млн
Количество заявок
4
Тема
Оценка основных тенденций и ключевых проблем в переходе российских компаний к инновационному развитию и развития частно-государственного партнерства в инновационной сфере.
Продолжительность работ
2005 - 2006, 23 мес.
Бюджетные средства
5 млн
Количество заявок
12
Тема
Разработка на примере субъекта Российской Федерации модели создания инновационной продукции путем промышленного освоения результатов научно-технической деятельности, полученных с участием бюджетов всех уровней, и предложений по нормативно-правовому обеспечению практической реализации такой модели для обеспечения приоритетных государственных задач.
Продолжительность работ
2007, 5 мес.
Бюджетные средства
6,3 млн
Количество заявок
2
Тема
Формирование современной модели реализации образовательных программ при организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственного-частного партнерства
Продолжительность работ
2013, 5 мес.
Бюджетные средства
8,7 млн
Количество заявок
5