Эксπир
Регистрация / Вход

Библиотекари-бизнесмены

Как E-library удалось трансформировать целую отрасль и заработать на научных публикациях

Библиотекари-бизнесмены

Библиотекари-бизнесмены

E-library – крупнейшая российская электронная библиотека, которая ежегодно пополняется миллионом новых научных статей. Она появилась в конце 90-х годов XX века, когда большая часть российской научной периодики выходила только на бумаге.

Как удалось трансформировать целую отрасль, о сотрудничестве с РФФИ и Минобрнауки, как заработать на научных публикациях и почему не стоит бояться кризиса, корреспонденту «Экспира» рассказал руководитель E-library Геннадий Еременко.

Старт: кризисные 90-е

Научная электронная библиотека существует с 1998 года. Тогда в стране были непростые времена, и с деньгами в науке, в культуре и некоторых других областях было очень сложно. Одно из первых направлений, которые пострадали, – это доступ к информационным ресурсам, то есть подписка на зарубежные журналы, закупка зарубежных книг и т.д. Доходило до того, что библиотеки не получали вообще ничего. Бюджет, который выделялся на подписку, стал в некоторых случаях равен нулю. Для ученых это было очень плохо, потому что в те времена еще не было электронных ресурсов. Единственная возможность получить информацию – это прийти в библиотеку, прочитать журнал. Но свежие журналы не поступали.

Работа с РФФИ

Проблему осознали, но как ее решать, было не очень понятно, потому что денег все равно не было. Российский фонд фундаментальных исследований тогда принял важное решение, очень прогрессивное и, по тем временам, очень необычное. РФФИ решил заплатить деньги ведущим зарубежным научным издательствам и получить от них в электронном виде журналы (они в то время уже выпускались). Не все архивы тогда еще оцифровывались, но текущие выпуски у многих издательств уже выходили в электронном виде.

Однако возникла другая проблема – у каждого издателя были свои сайты, свои системы поиска, системы авторизации, разные данные, которые по-разному организованы. Поэтому в России было решено сделать общий сайт, электронную библиотеку, куда можно загружать контент от разных издательств. Нужно было сделать русскоязычный интерфейс, единую систему авторизации, единую систему поиска, а потом открыть доступ для всех российских ученых.

Это было реализовано достаточно быстро, практически за год библиотека была создана. Тогда наша компания называлась «Интрацентр» и имела определенных опыт работы с РФФИ по созданию информационных систем. В частности, мы делали систему «Грант-экспресс». Это программа для приема заявок на гранты онлайн, а также для экспертизы через интернет. Все технологии в области научной информации нам тогда были уже знакомы. Мы смогли их применить и в библиотеке, потому что эта система отчасти похожа. Получилась большая распределенная система, рассчитанная на большое количество пользователей, одновременно работающих с научной информацией.

Очень многие российские научные организации в результате получили доступ к научной информации: о текущих исследованиях, свежих разработках ученых со всего мира. Одно время на нашей платформе находилась даже база Web of Science, у нас было «зеркало». Почти все ведущие издательства были представлены, они все шли на то, чтобы отдавать свои ресурсы, размещать их здесь.

Изменение концепции

Со временем ситуация менялась. Издательства стали осознавать – им выгодно, чтобы пользователи шли на их платформу. Они стали активно развивать всевозможные сервисы. Издатели стали понимать, что главное – это не только контент, но и привлечение пользователей.

Концепция сменилась, и мы решили не загружать все ресурсы в единую базу данных, а просто обеспечивать подписку на сайты издателей. Это проще с точки зрения организации процесса. Есть и свои проблемы – и мы о них предупреждали.

Проблемы при работе с базой

Основная проблема такая: если доступ заканчивается, то это касается сразу всех пользователей. Например, в какой-то из годов у РФФИ не было возможности заплатить компании Elsevier, и все пользователи были отключены от платформы.

Мы всегда были сторонниками того, что платформа нужна, что сюда нужно загружать данные и дублировать их. Тогда в любом случае, что бы ни происходило, всегда остается доступ к научной литературе.

Оцифровка журналов

Попробовав работать с зарубежными  журналами, мы задались вопросом: а что же происходит у нас в стране? У нас тоже много журналов, но на тот момент в электронном виде были доступны только единицы. В начале 2000-х годов даже ведущих журналов издательства «Наука» не было в интернете. Проще было найти переводную версию на Springer, она существовала в электронном виде, но русскоязычного варианта не было, только печатный. И так – по большинству издательств.

Мы решили, что стоит организовать доступ к российским научных журналам в электронном виде. Мы стали их собирать на нашей платформе, заключать договоры с издателями, объяснять, как это работает, поставлять программное обеспечение для разметки и создания электронных версий и распространять. Те издатели, которые привыкли распространять свои журналы по подписке, стали распространять их по подписке в электронном виде. Те, кто хотел, стали ставить журналы в открытый доступ. Таких журналов тоже много, их примерно две трети от общего количества.

Это в какой-то момент стало для нас основной деятельностью – создание всеобъемлющей базы данных по  российской научной периодике в электронном виде. Мы поняли, что это ниша, которая не закрыта, и есть большая потребность в этой информации.

Этим мы занимались с 2004 года – накапливали журналы. Часть изданий мы оцифровывали. В те времена не было даже электронных «исходников», то есть файлов, которые можно было использовать. Приходилось оцифровывать печатные издания – подписываться на них, разрезать, сканировать и загружать в интернет. Сейчас с этим проще – почти все издательства перешли на электронный документооборот.

Работа с Web of Science

Далее началась активная работа с аналитической системой Web of Science, где поднимался вопрос качества публикаций. Проблема была в том, что российских публикаций в этих системах было мало, да и сейчас их количество не сильно увеличилось. Возникали сомнения, что только на основании той части, которая попадает в Web of Science, можно представить картину научных исследований в стране. А такая задача была поставлена, поскольку начинались реформы в области науки и образования. Министерства и ведомства очень хотели иметь инструменты, чтобы понимать, что происходит в научном мире. Представители власти хотели знать, есть ли какая-то отдача от тех финансовых вложений или от тех реформ и изменений, которые проходили в этих областях.

Создание РИНЦ

Возникла идея создать Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), чтобы охватить намного больше журналов и публикаций российских ученых, чем представлено в международных базах. Министерство образования и науки РФ в рамках ФЦП «Исследования и разработки» объявило конкурс на создание РИНЦ. Мы победили и начали разрабатывать эту систему. Нам помогло то, что на нашей платформе уже были многие российские научные журналы. У нас был опыт работы с электронными версиями. По сути, нам нужно было просто доработать систему, чтобы обрабатывать списки цитируемой литературы, которые необходимы для учета цитирования, хранить их, считать разные показатели и т.д.

Сейчас мы предоставляем аналитические инструменты, информационные сервисы в области науки, основанные на той информации, которую мы собираем. А собрали мы к настоящему моменту уже все, что издается в России в области научной периодики. Последние несколько лет мы активно занялись сбором всех других типов информации – это монографии, сборники статей, труды конференций, диссертации, патенты и т.д. Мы собираем информацию о всех типах публикаций, которые генерируют российские ученые.

Принцип работы РИНЦ

Подход формирования РИНЦ отличается от того, что использует Web of Science. Там выбирается «верхушка», то есть самые лучшие публикации. В основном, это научные статьи, труды конференций и книги.

У нас немного другая задача. Мы берем в общую базу данных РИНЦ не лучшее из того, что кто-то написал, а все, что создали российские ученые. Эта система предназначена для учета всего публикационного потока исследователей из РФ. Сюда включаются диссертации, книги, патенты, учебные пособия. Мы пытаемся все собрать, чтобы можно было комплексно оценить и понять, что человек сделал, на каком это уровне, как это сравнивается с работой его коллег.

Критика РИНЦ

Нас часто критикуют за то, что мы берем все. Отчасти это правильно, потому что в этом случае нельзя отследить качество.

Наши последние проекты связаны с тем, чтобы выделить в этом массиве публикаций российских ученых некое «ядро» достаточно качественных публикаций. Мы начали с журналов. Мы заключили с компанией Thompson Reuters, которая владеет базами данных Web of Science и других аналитических продуктов, соглашение. Его суть в том, что мы выбираем определенное количество русских журналов высокого качества, проводим тщательную экспертизу и размещаем их в Web of Science. Это отдельная база данных – Russian Science Citation Index.

Если журнал попадает в эту базу данных, значит, по мнению экспертов, это хороший журнал. То же самое мы будем делать с книгами и другими видами публикаций.

Отбор журналов в «ядро»

У нас есть экспертная рабочая группа, которую возглавляет вице-президент РАН академик Григорьев. Также мы пытаемся привлечь к экспертизе сразу большое количество ученых.  Здесь нам помогает один из наших проектов  – Science Indeх, где зарегистрировано больше 320 тысяч ученых. Из них мы выбрали одну десятую – самых лучших специалистов своего направления. Мы предложили им оценить журналы и сделали онлайн-систему анкетирования. Этот процесс идет достаточно активно, 5 тысяч анкет мы уже получили. Вся информация поступит в рабочую группу.

Отбор журналов не будет разовым процессом. Обновление списка будет происходить каждый год.

Бесплатные и платные услуги

Мы делаем много ответвлений в области аналитики, сервисов для научных организаций, для издательств. Часть этих сервисов предоставляется в открытом доступе, часть – платная. Все, что есть в Российском индексе научного цитирования: сама система, данные, поисковая система, доступ ко всем базовым сервисам и наукометрическим показателям – это все находится в открытом доступе. Это наше отличие от зарубежных баз данных цитирования, которые считаются коммерческими продуктами.

О кризисах

Я и те люди, которые вместе со мной начинали заниматься этой темой, вышли из научных кругов. Когда-то мы начинали заниматься наукой. Потом грянул кризис, и голова стала работать в коммерческом направлении. Тогда мы увлеклись обработкой научной информации. Это перспективное и востребованное направление, и мне самому приятно и интересно этим заниматься. Я не жалею, что выбрал его.

В нынешних условиях экономической нестабильности мы будем продолжать нашу работу.  Область достаточно широкая, и приложений много. Я надеюсь, что наука в нашем государстве будет развиваться. Это значит, что всегда будет и задача анализа того, что происходит в науке. Работа с научными публикациями в любом аспекте останется актуальной. Оценка качества тоже всегда будет важна.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией "Экспира".

Автор текста: Алёна Вотинова

Коллаж с firestock.ru, иллюстрации с elibrary.ru.

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.