Эксπир
Регистрация / Вход

Сверхпроводники в будущее

Компания SC Motors разрабатывает небольшой электродвигатель на сверхпроводниках. Разработку уже заметили в фонде «Сколково» и включили коллектив в число резидентов одноименного технопарка. С какими проблемами столкнулись инноваторы на своем пути, сооснователи компании Николай Иванов и Дмитрий Дежин рассказали «Экспиру». ​

Сверхпроводники в будущее

Сверхпроводники в будущее

Компания SC Motors разрабатывает небольшой электродвигатель на сверхпроводниках. Разработку уже заметили в фонде «Сколково» и включили коллектив в число резидентов одноименного технопарка. С какими проблемами столкнулись инноваторы на своем пути, сооснователи компании Николай Иванов и Дмитрий Дежин рассказали в интервью «Экспиру». ​

Как вы приняли решение основать свою компанию?

Дмитрий: Решение мы приняли осенью 2014 года во время обучения в Открытом университете Сколково. Но сама идея создать своё дело зародилась несколько лет назад. Проект был достаточно сырым, но даже в таком виде заинтересовал менторов, а потом фонд «Сколково». Получить статус резидента, скажем честно, тяжело. Конкурс состоит из нескольких этапов экспертизы, приглашённые специалисты инспектируют проект, каждый оценивает, насколько разработка перспективна, сложно ли её довести до работающего бизнеса и т.п. По итогам комиссия суммирует все отзывы и принимает окончательное решение. 

Николай: Положительная оценка проекта в фонде Сколково послужила толчком к юридическому оформлению нашей идеи. 

Что представляет собой ваша разработка?

Николай: Наша разработка – это небольшие электрические двигатели, в работе которых используется сверхпроводимость. Она позволяет увеличить мощность машины и снизить ее массу. Причем не на 5-10%, а в 2-3 раза.

На какой стадии проект находится на данный момент? 

Дмитрий: Пока мы полностью поглощены проектированием нашего изделия. Поскольку предложенная концепция содержит много новых технических идей, все они требуют проверки. Благодаря резидентству в «Сколково» мы получили доступ к необходимому оборудованию и возможности для изготовления прототипов.

Сложно ли было привлечь деньги в проект?

Николай: Как таковых средств мы пока не привлекли. Первым шагом в этом станет грант фонда «Сколково».

Дмитрий: На мой взгляд, в России пока сложно с деньгами на инновации. Да, у нас появился институт инвесторов, но их ментальность осталась прежней — минимальные риски и вложения при максимальной прибыли. Поэтому легко инвестируются сейчас в основном IT-проекты и проекты с коротким сроком окупаемости. И инвесторов можно понять. Деньгами никто рисковать не хочет. Если говорить о государственных источниках финансирования, то мы пробуем получить начальное финансирование через фонд «Сколково». Изготовим опытный образец, а затем будем искать другие источники, частные или корпоративные.

Почему вы не продали свой проект за рубеж, а предпочли развивать его?

Николай: На данном этапе мы рассматриваем несколько путей развития проекта. Это продажа технологии, отчисления от производителя за наработку часов и собственное производство. Мы нацелены на самый долгий, трудный, но и самый доходный вариант — собственное производство.

Одна из основных проблем для технологических предпринимателей в России — патентное право. Как защитить своё ноу-хау? Можете поделиться опытом?

Дмитрий: Для тех, кто интересовался патентованием своих идей, это не проблема. Получить патент несложно. Просто процедура требует как финансовых, так и временных затрат. Переписка ведь до сих пор идёт по почте. Но несмотря на это я всем могу дать совет — не бойтесь патентовать свои идеи. Кстати, сейчас по многим каналам осуществляется бесплатное консультирование и помощь в патентовании.

Как у вас обстоят дела с кадрами? Многие респонденты «Экспира» жалуются, что выпускников приходится учить на производстве практически с нуля. У вас какая ситуация?

Николай: Я и Дмитрий являемся сотрудниками Московского авиационного института. Помимо работы над проектом мы читаем лекции, работаем со студентами и имеем уникальную возможность сами выращивать специалистов. Сейчас мы активно вовлекаем студентов в научные проекты.

Что сильнее всего мешает инновациям развиваться в России? Можете выделить основные проблемы, на ваш взгляд? 

Николай: Все просто — бюрократия и необходимость самим искать финансирование для проектов. Вместо работы над технологией нам приходится большую часть времени тратить на заполнение различных бумаг и вести переговоры с потенциальными заказчиками, фондами и т.д.

Инфраструктура поддержки: технопарки, фонды на ваш взгляд, эффективна, или в ней всё же нужно что-то изменить? 

Николай: На мой взгляд, государственные фонды страдают той же проблемой: бюрократия. Очень много бумаг. Это особенно непонятно, когда ты занимаешься высокими технологиями и вокруг все о них говорят, а документы всё равно просят оформлять на бумажках, причем по десять раз одни и те же.

Дмитрий: Николай знает, о чём говорит. Он занимается нашим оформлением в «Сколково».

Какие советы вы можете дать молодым учёным, у которых появилась своя прорывная разработка? Чего им делать нельзя ни в коем случае, а что нужно в первую очередь?

Дмитрий: Если разработка появилась в результате работы именно молодых учёных, а не коллектива, то первым делом нужно оформить на нее патент. Также во время разработки и проверки своих идей я бы посоветовал искать финансирование, например в РФФИ, подавать заявки на грант президента РФ. Рекомендую следить за мероприятиями Открытого университета Сколково. Нам в своё время обучение в нём очень помогло. Ещё я бы посоветовал молодым учёным больше публиковаться. Вы должны создавать себе имя, в том числе на международном уровне. Очень сильно способствуют продвижению собственных разработок и налаживанию контактов — выставки. А в целом — будьте активны и верьте в успех! Всё получится!

Комментарий по проекту также дал Максим Герасимов, менеджер по развитию сообщества Открытого университета Сколково:

Получение статуса участника Сколково — следующий шаг Николая Иванова и Дмитрия Дежина после победы в программе Открытого университета Сколково «Транспорт будущего». Мы уверены, что экосистема Сколково — это правильное место для проекта SC Motors. 

ОтУС верит в такие проекты, в выходцев из университетской и академической среды. На наших программах и сезонных школах молодые ученые, аспиранты могут получить недостающие компетенции и «навигацию» по инновационной экосистеме Сколково. Мы обязательно и дальше будем поддерживать проекты молодых учёных.

Система Orphus Если Вы заметили ошибку, выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Материал подготовлен редакцией «Экспира»

 

Автор текста: Вячеслав Гаврилов

Из личного архива Николая Иванова

Ctrl+Enter
Esc
?

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо войти в систему или зарегистрироваться.